КАРАБАХ

БИБЛИОТЕКА

РЕКЛАМА И СТАТИСТИКА

Ссылки по теме
• Ереван
• Гюмри
• Армения

Карабах

Стиль и технология, по которой ткали ковры, тоже отличались. Я не специалист и знаю лишь о двух видах квров - горг и карпет. Но уверен, что было больше стилей. Также важно отметить, что для армянских ковров существуют характерные цвета. Скажем, черный, красный, желтый, белый - это очень типичные для армянских ковров цвета. А вот зеленый, коричневый и вообще любые полутона (голубой, розовый, бирюзовый, фиолетовый и т.п.) - это может быть типично для мусульманского искусства, но очень нетипично для армянской культуры, в том числе и ковров.
К сожалению, со временем многие секреты армянских ковров были утеряны. Вся философия и искусство вышивания ковров претерпело упадок и попало под сильное арабское и мусульманское влияние. Значение символов и правила их изображения постепенно забывались, а в изображениях стали появляться соврешенно неармянские цвета и орнаменты. В результате, сегодня очень многое в современных армянских коврах мягко говоря не совсем армянское. Ситуация несколько напоминает состояние армянской народной музыки, где наряду с армянскими мотивами и словами довольно часто можно встретить мусульманские слова и мелодии.
Некоторые правила армянских ковров я уже изложил выше (цветовая гамма, значение и порядок символов и т.п.). Но есть одно, пожалуй самое фундаментальное отличие армянских (и некоторых других исконно кавказских ковров) от арабо-тюркских: на армянских коврах практически не было конкретных изображений чего-либо, а были лишь симовлы. Все - Бог, свет, солнце, звезды, драконы, люди, растения - изображалось в символической форме. Символика подтверждает архаичность, древность армянского коврового искусства. А на исконно исламских (арабских, тюркских) коврах изображения деревьев, листьев, цветов, хлопка, фруктов - все это не отличалось особой символичностью и изображалось в более бытовом виде.
С установлением в зоне карабахского конфликта перемирия при содействии предпринимателей из армянской диаспоры в Нагорном Карабахе стали предприниматься меры по восстановлению одного из традиционных в крае видов ремесла - ковроделия. Карабахские ковры, сотканные из натуральных нитей искусными мастерами, всегда пользовались хорошим спросом как в пределах края, так и за рубежом.
Одним из ведущих ковродельческих предприятий Нагорного Карабаха на сегодня является ЗАО "Овани" (ранее называлось "Арцахраг), владельцем которого является американский предприниматель Овик Махсереджян (Лос-Анжелес). По словам исполнительного директора ЗАО "Овани" Олега Бахшияна, на предприятии сегодня производится около 100 видов ковров, в том числе, сувенирных - с изображением символов Нагорного Карабаха, в частности, памятника "Мы и наши горы".
Продукция предприятия главным образом реализуется в США и Канаде. В нынешнем году объемы реализации по сравнению с прошлым годом выросли почти вдвое, что во многом связано также с увеличением числа туристов, прибывших в республику. На производстве занято более 40 человек. Зарплата работников с октября месяца увеличилась с 17 тысяч 34 драмов (около $34) до 19 тысяч драмов (порядка $38) за 1 кв метр.
В дополнение скажу, что пока армяне так небрежно относятся к своему искусству ковров и обезьянничают, копируя нетипичные для нас мусульманские орнаменты, турки и азербайджанцы усиленно присваивают себе символику армянских ковров. В мире продается огромное количество ковров с чисто армянской симовликой и с этикеткой "Turkish kelim". В то время как "тюркиш келим" в оригинале должен быть похож на среднеазиатские и монголо-татарские мотивы, где нет и не может быть армянской символики.

 
1 | 2

  Автор Самвел Карапетян

При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.NewArmenia.Net обязательна.
© www.NewArmenia.Net Все права защищены.
NEWARMENIA.NET