Армянское ковроделие имеет очень серьезную
и интересную историю. Рисунки и куски от армянских ковров можно
находить практически по всему миру. Есть целые академические работы
посвященные армянским коврам. Ковры в жизни армян имеют особый
статус. Наверное ни кому не приходило в голову почему у армян
принято вешать ковры на стену. Практически в каждом доме наблюдается
такое явление. Все дело в том, что еще издавна ковры в жизни армян
занимали то же место, что сегодня иконы у православных. Т.е. ковры
первоначально вешали только на стены, стелить ковер на стол или
на пол не разрешался, для этого существовали своего рода половики.
Одним словом, ковры, включающие в себе множество знаков, имеют
некий религиозный, а может и энергетический, символ.
Идея и стилистика ковров теснейшим образом переплетена с армянской
дохристианской верой, и наверное уходит своими корнями еще в эпоху
шаманизма, когда люди впервые начали изображать символы Бога,
защиты, удачи, славы, жертвы, предков и т.п. на своих одеяниях
из шкур диких животных. С изобретением ткачества, это все плавно
перешло на такни. Сакральные (божественные, солярные, астральные
и другие) символы и орнаменты изображались в равной степени как
на одеждах, так и на коврах. Но все же ковры отличались особой
святостью. Вероятнее всего, наши предки считали, что повешанный
на стену в доме ковер с сакральными знаками защищал семью, деровал
успех и благоденствие. В этом смысле, разумеется, что такие ковры
не стелились на пол или на стол. Половики и скатерти, хотя и могли
также иметь некоторые защитные и удачливые знаки, но не имели
символов Бога, предков, света и т.п., посольку по таким символам
ходить или есть с них было бы святотатством. Важно отметить, что
ковры вешались не на всякую стенку, а на "главную",
на которую в древности вешалось также оружие, а позже - портреты
и фотографии предков.
Наиболее распространенными символами ковров являются символы Бога,
который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом,
а потом и с солнцем и звездами. Этот символ - крест и кресообразные
знаки (включая свастику и многоконечные звезды). Тот же символ
перешел в христианство в виде креста. Ковры часто изображали микрокосм
с Богом в центре.
Другим распространенным знаком является вишап - дракон. Вишап
далеко не всегда считается злым. В армянской вере вообще не было
понятия абсолютного зла (наподобие ближневосточного "сатаны").
Вишап воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла
и оказаться доброй. Так вот, есть отдельный подвид армянских ковров
- вишапагорг, т.е. "драконоковры", ковры с изображением
драконов. Разумеется, дракон изображался символически - в виде
своеобразных сороконожек. Основной культовой целью вишапагорга
была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злонамеренных
сил. Вот два изображения вишапагоргов. Обратите внимание, что
сами вишапы изображены по краям, но никогда не в центре ковра-мира.
Этим опять же отмечается защитная функция вишапов (защищать окраины-границы
мира от внещних врагов). Важно не путать вишапов с изображениями
другого сакрального знака - мирового древа, сакрального центра
мира. Мировое древо довольно распространенный сюжет в религиях
разных народов. Оно наблюдается как в арийских мифологиях (скажем,
священный ясень Иггдрасиль у викингов, символ дуба у славян),
так и в семитских (мировое древо вавилонян и ассирийцев и минора
иудеев). У армян-ариев мировое древо чаще всего отождествляется
с платановым деревом, отличающемся белизной кроны, а потому чистотой
и святостью.
На армянских коврах есть также множество других символов и орнаментов.
Некоторые изображения эпизодичные, т.е. могут "рассказать"
об определенных событиях, которые имели место в прошлом - сцены
охоты, сражения и т.п.. Другие - лишь отдельные символы, скажем
предка, оружия (меч, копье, стрела, щит). Отдельные изображения
очень распространены, но их значение не совсем понятно. Скажем,
изображение двуглавых существ (коней?) - это довольно часто встречающийся
мотив на армянских коврах. Но что это за существа - можно только
гадать: кентавры (гандхарваны). Близнецы (которые в арийских мифах
всегда связаны с конями - сравните ведических Ашвинов, греческих
диоскуров, армянских эпических героев). Волшебные кони (скажем,
Джалали из Сасна Црер).
|