Страна "Че"
Армянская легенда. Бог сотворил землю, она получилась каменистой.
Богу это не понравилось. Он собрал все камни в одну кучу. Спросил
созданные им народы: кто здесь хочет жить? Все отказались. Армяне
согласились. Они до сих пор раскаиваются за этот поступок и гордятся
им.
Глубокая дыра
В Армении заканчиваются торжества по поводу 1700-летия принятия
армянами христианства. В центре Еревана построен огромный собор,
местный извод московского храма Христа Спасителя, на половине
рекламных щитов так или иначе присутствует напоминание о годовщине:
Samsung-1700, 1700-«Росаллюминий», 1700 - выбери «Пепси» (или
«Кока», или Давидофф», или «Дюпон»), 1700ѕ 1700ѕ 1700...
Всего лишь цифра. Но удивительная цифра. Убедительная, как камни
Армении. В конце III века монах Григорий проповедовал Евангелие
в Армянском царстве. Язычник царь Трдат не полюбил этого возмутителя
общественного спокойствия и велел заточить его в глубокую пещеру,
в чрево невысокой горки, расположенной в распахнутой ладони Араратской
долины. Григор Лусаворич, Св. Григорий Просветитель просидел долгие
годы в совершенной темноте, а потом до Трдата нечто дошло. Его
озарило. Был он гениальным прагматиком или искренне внял словам
проповедника-пророка, которые звонко звучали из пещеры с подразумеваемым
видом на гору Арарат, - неизвестно. Но он крестился и привел к
вере в Спасителя свой народ.
На горке в Араратской долине (в километре - турецкая граница,
за ней - снежный двуглавый Сис-Масис, то есть Арарат), стоит много-много
столетий монастырь Хор Вирап, «Глубокая дыра». Армяне, веря в
Христа Спасителя, живут в сияющей на весь мир дыре. Православные
их считают еретиками-монофизитами: мол, верят только в одну, Божественную
природу Иисуса. Ничего подобного. В Человеческую они тоже верят.
Армяне - прагматики и идеалисты, они со времен Первого Никейского
собора свято исповедуют соответствие мысли, чувства и действия.
Воля Отца, Сына и Святого Духа гармоничны, как и истечение энергии
от лиц Св. Троицы.
Зачем им это надо? Бог весть. А я думаю: они столько испытали
ради того, чтобы остаться собой, что бессмысленно задаваться вопросом:
«зачем?» Это то же самое, как предположить массовый переход иудеев
в буддизм. Вроде бы ничего не случилось, но нет гвоздя, вбитого
в почти двухтысячелетний эпизод истории человечества. Конечно,
не все армяне - истовые прихожане Апостольской Григорианской церкви,
да и отношение армян к религии - спокойное, рассудительное, без
лишней патетики. То, какое подобает народу, сохранившему, несмотря
ни на что, на протяжении многих веков свою веру и никому ее не
навязывающему. Но даже армянин, придерживающийся атеистических
взглядов, чувствует кровную связь с предками, возводившими храмы
в неприступных ущельях.
Нет-значит
да...
|