Как сказал кто-то из великих, создать гениальную
картину - это положить в нужные места нужные краски. Тоже самое
и с вебдизайном :-)
Композиция, если не вдаваться в сложности - это определенное сочетание
частей изображения (соотношение их размеров - пропорции, цветов,
фактур и т.д.)
Правила композиции
Целостность - в правильной композиции ни один из элементов нельзя
изъять, добавить или передвинуть без ущерба для целого. Для нахождения
целостной композиции обычно рассматривают будущее изображение
как набор пятен - силуэтов отдельных элементов, которые компонуют
на плоскости до достижения необходимого эффекта. Все элементы
композиции должны быть связаны чем-либо воедино - стилем рисунка,
выравниванием, цветами, размерами и т.д. Применительно к вебдизайну
- не может быть целостной композиция, где дизайн страницы никак
не перекликается с логотипом.
Выразительность - неформализуемое качество композиции, проявляется
в том, что изображение быстро захватывает внимание зрителя, ясно
показывает процессы, которые дизайнер хотел отобразить. Фактически
- это соотвествие вашей идеи и формы, найденной для ее выражения.
Когда зрители не понимают вашу идею - скорее всего хромает композиция,
а не восприятие зрителя :-)
Выразительность проявляется в умелом использовании контрастов
по цветам, светлоте, размерам. Например, эффектно смотрятся объемные
фигуры (контраст бликов и тени предмета). Контраст тем выразительней,
чем больше он соответствует идее изображения (напр. контраст заголовка
и текста по размеру соотв. идее большей важности заголовка).
Выявление центра - подчеркивание той части, которая выражает главную
идею. Как правило, центр находится где-то чуть выше середины экрана,
но он может быть смещен каким-либо "активным" элементом
композиции - ярким, большим предметом, другим контрастным объектом.
Примером смещения композиции является картина Репина "Не
ждали", где зритель сначала теряется в догадках взирая на
пустой центр и затем видя направления вглядов всех участников
композиции смотрит на двоечника - центр композиции :-)
На практике часто используют метод выделения центра путем вписывания
композиции в простую геометрическую фигуру - квадрат, ромб, треугольник
(4,5,6 >), круг, овал. Типичный пример - использование линий,
соединяющих логотип и кнопки либо очерчивающих весь экран и захватывающих
кнопки.
Вместе с тем, необходимо лишь примерное следование геометрии со
смещениями, более ярко выделяющими центр.
Неоднородность плоскости изображения - различие в восприятии объектов
в зависимости от их положения в поле изображения изучалась учеными
экспериментально. В результате доказано:
1. Наклонные отрезки воспринимаются уходящими в глубину в сторону
конца отрезка, дальнего от края экрана.
2. Если один конец наклонного отрезка примыкает к краю экрана,
то "эффект объема" пропадает и отрезок воспринимается
лежащим на той же плоскости, что и плоскость края экрана.
3. Предмет дальше от края экрана воспринимается лежащим в глубине,
ближе - на поверхности.
4. Низ композиции воспринимается более тяжелым, устойчивым, поэтому
дисгармоничны композиции, где тяжелый верх (напр. большие объемные
буквы) и легкий низ (обычный текст). Тяжелые предметы вверху создают
ощущение их падения, напряжение (это м.б. использовано как специальный
прием). Рассмотрите работы других вебдизайнеров под углом композиционных
правил и вы увидите, как часто эти правила нарушаются.
Дисбаланс композиции будет, как правило, тогда эффектно смотрется,
когда он сделан осознанно, а не допущен по незнанию. Читайте учебники
по живописи и ходите в картинные галереи!
Весь список
|