Предки нынешних карабахских армян, несмотря на
непрерывные в прошлом войны, оставили удивительно богатое культурное
наследие. Только на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной
области (НКАО) площадью в 4.5 тысячи кв.км (чуть более трети территории
Нагорного Карабаха в целом) сохранилось по меньшей мере 1700 историко-архитектурных
памятников: крепостей, монастырских комплексов, церквей и часовен,
мостов, дворцовых сооружений, большое количество хачкаров (надгробные
или памятные стелы, название которых в переводе с армянского буквально
означает "крест-камень", так как в основе их композиции
лежит христианский крест, выполненный в традиционной для Армении
манере церковного искусства, причем ни на одном из дошедших до
наших дней хачкаров орнамент не повторяется), свыше 1000 единиц
настенных и надгробных надписей на древнеармянском языке. Основная
масса сохранившихся на территории Арцаха памятников - христианские
культовые сооружения, хронологически охватывающие, начиная с IV
века - времени принятия в Армении христианства как государственной
религии, - все этапы средневековой истории. Среди них около 60
монастырских комплексов и более 500 церквей. Из памятников дохристианского
периода на территории Арцаха сохранились первобытные стоянки,
руины древних армянских поселений, в том числе и относящиеся к
периоду Араратского царства (Урарту) и сменившего его армянского
царства Ервандидов, гробницы, культовые статуэтки раннеармянской
эпохи, межевые камни времен армянской династии Арташесидов, а
также капители, разнообразная домашняя утварь и монеты. Так, на
территории современного поселка Истису (Кельбаджар) в далеком
прошлом располагалась летняя резиденция араратского царя Руса
I (I тыс. до Р.Х.). Самым крупным и знаменитым поселением дохристианского
периода на территории Арцаха являлся основанный в 90-е годы до
Р.Х. армянским царем Тиграном II город Тигранакерт. Любопытно,
что это первый из четырех городов, основанных впоследствии Тиграном
II в разных частях Армянского нагорья, названных его именем. Остатки
этого поселения были обнаружены на территории современного Агдамского
района вблизи границы НКР.
Богатый материал по средневековой истории Арцаха содержится в
трудах армянских, персидских, византийских, арабских историков,
географов и путешественников, старинных картах Армении (IV-VIIвв.
от Р.Х.), неизменно свидетельствующих об армянском этнокультурном
облике края. При этом Арцах называется десятой по счету областью
Армении. Древние эпические песни и сказки, до сих пор живущие
в сознании современных карабахских армян, жанровые, сюжетные и
художественно-выразительные средства фольклора Арцаха также свидетельствуют
об их местном происхождении. В период арабского владычества армянские
князья Арцаха продолжали свою энергичную созидательную деятельность.
Под их покровительством развиваются и крепнут такие культурные
центры, как Амарас, Цицернаванк (Кашатагский район НКР), Гтич
(Гадрутский район НКР), монастыри Урек и Гандзасар (Мардакертский
район НКР), монастыри Дади и Хада в Вайкунике и др. В начале IX
в. вновь набирает силу княжеский род Араншахиков. Представители
двух его ратных ветвей и другие арцахские князья для усиления
обороноспособности своих владений проводили большие работы по
укреплению монастырей, возводя вблизи многих из них неприступные
крепости, где во время нашествий укрывалось гражданское население
и хранились монастырские ценности. Наиболее известными крепостями
Арцаха были Шикакар, Хаченаберд, Тигранаберд, Циранакар, Акнаберд,
Левонаберд, Джраберд, крепости Гюлистана, Фарисоса, Дизапайт и
многие другие. Более ста крепостей Арцаха-Карабаха, при всех их
местных особенностях напоминают укрепления, сохранившиеся в других
провинциях исторической Армении, и представляют собой крупные
инженерные оборонительные сооружения, созданные по классическим
образцам армянского военно-фортификационного строительного искусства.
В конце IX в. Арцах, сбросивший с себя арабское иго, стал одной
из восточных провинций в составе утвердившегося в Армении царства
Багратидов. Время краткой мирной передышки, когда арабы уже не
представляли опасности, персы были разобщены, а турки-сельджуки
еще не появились, - стало временем созидательной деятельности
и бурного развития культуры. В этот период были построены знаменитый
архитектурный комплекс края - монастырь Таргманчац (989г.) и церковь
Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) Агарцина (1071г.).
Наиболее благодатными для развития культуры Арцаха оказались XII
- XIIIвв. С Хв. доминирующую роль в политической и культурной
жизни края начинает играть княжество Хачен, границы которого охватывали
центральную часть древнего Арцаха. В отмеченный выше период здесь
были созданы выдающиеся произведения искусства, вошедшие в золотой
фонд армянского художественного наследия. Армянскую средневековую
литературу и историографию в Арцахе достойно представляли Мовсес
Каланкатваци, Мовсес Дасхуранци, Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци,
Григор Акнеци, Степанос Орбелян и Мхитар Айриванеци. С Арцахом
также связано имя выдающегося армянского правоведа, автора "Судебника",
оказавшего влияние на развитие юридической мысли в странах Европы
и Древней Руси, Мхитара Гоша. Особого прогресса достигло развитие
архитектурных форм, позволивших специалистам по средневековой
культуре Армении выделить наряду с Анийской, Сюникской, Васпураканской
и Лорийской - Арцахскую архитектурную школу. Шедеврами Арцахской
школы признаны такие сооружения монастырских комплексов, как церковь
Сурб Аствацацин Макараванка (1198г.), храм Сурб Ншан Нор Варагаванка
(1190-1200гг.), Соборная церковь Ованнеса Мкртича, придавшая особое
величие Гандзасару (1216-1238гг.), Катогике Хоранашата (1211-1222гг.),
церкви Гошаванка (1191-1241гг.), соборная церковь знаменитого
монастыря Дадиванк (1214г.), главная церковь Гтчаванка (1241-1248гг.),
великолепные хачкары комплекса Бри ехци (1230-1270гг.), Соборная
церковь Хадаванка (1204г.) и многие другие. Монастырские комплексы
в Арцахе, как и повсюду в Армении, были не только религиозными
очагами, но и влиятельными политическими, культурными и просветительскими
центрами. Уже в раннем средневековье, несмотря на то, что территория
Армении была поделена между христианской Византией (Западная Армения)
и зороастрийской Персией (Восточная Армения), сфера влияния армянской
церкви распространялась на всю административно-политическую территорию
северо-восточных провинций страны. До начала IX в. духовный центр
восточных армянских земель находился в Партаве (ныне город Барда
на территории Азербайджана), а начиная с XIVв. духовным центром
края становится монастырь Гандзасар с Гандзасарским католикосатом.
Необходимо отметить, что в силу ряда политических обстоятельств
в Армянской Апостольской Церкви, начиная с XVв., существовали
четыре католикосата: Эчмиадзинский (Восточная Армения, Араратская
долина), Киликийский (Западная Армения), Ахтамарский (Западная
Армения, озеро Ван) и Гандзасарский. Последние два прекратили
свое существование в XIX в. В 1836 году русскими властями Гандзасарский
католикосат был разделен на три епархии - Арцах, Гандзак и Шемаха,
которые, как всегда, подчинялись Эчмиадзинскому собору. Изучению
Гандзасарского монастыря отдали свой талант многие исследователи,
среди которых нельзя не упомянуть известного советского историка
и специалиста по средневековой христианской архитектуре Анатолия
Якобсона. В одной из работ, посвященных Гандзасару, он характеризует
собор и придел как "два прекрасных архитектурных творения,
воплотивших в себе все лучшие достижения армянских зодчих XIII
в." Высоко оценил творение арцахских зодчих и знаменитый
византолог конца прошлого века профессор Сорбонны Шарль Диль.
По его мнению, Гандзасар - третий из пяти дошедших до наших дней
армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
|