Началось все в Тегеране в далеком 1942-м году, когда маленький Ману Агасси – сын армянского торговца коврами – залез на дерево возле особняка военной миссии США и увидел, как две белые женщины играют в прекрасную игру, перебрасывая ракетками мячик через сетку. Отец будущего супертеннисиста был просто очарован этой неведомой ему доселе игрой. Впрочем, Агасси-старший так теннисистом и не стал. Ему пришлось выбрать другой вид спорта — бокс. И уже скоро он сумел многого достичь на спортивном поприще: Агасси выиграл чемпионат Ирана по боксу и поехал на Олимпийские Игры, проходящие в Лондоне. Выступил он там вполне прилично, дойдя до четвертьфинала и показав хорошую спортивную форму. Но не менее важным стало второе свидание боксера с теннисом: Агасси-отцу удалось посмотреть несколько матчей Уимблдонского турнира и воочию наблюдать игру теннисистов мировой величины.
Новая страница в жизни семьи Агасси началась в начале 50-х, когда боксер понял, что в Иране скоро грянет революция. Так и случилось: вследствие переворота, произошедшего в стране, многие из его товарищей по олимпийской сборной оказались в застенках шахских спецлужб. Сам же Агасси уже успел перебраться за океан.
В Америке его ждала новая жизнь. Новоиспеченный эмигрант остановился в “мафиозном” Чикаго, где жили его родственники. Об американской жизни Агасси-старшего вполне можно было бы снять фильм. Годы жизни в Америке были полны увлекательных приключений и драматических событий в духе голливудских картин: в легендарном Чикаго быстро нашлась подходящая работенка для парня с железными кулаками, коим был Ману (теперь уже Майк). Он продолжал боксировать, активно участвовал в 'черном тотализаторе' и несколько раз специально сдавал бои заведомо более слабому сопернику, получая при этом солидные деньги. Тотализатор, естественно, курировали гангстеры, и у Агасси вскоре появились дружки и покровители в этой криминальной среде. В 1958 году большая их часть была перебита в очередной крупномасштабной гангстерской войне. Уцелевшие же члены синдиката перебрались в Лас-Вегас. Туда же, как всегда, ловко избежав преследования, переехал и Майк Агасси, которому уже успели присвоить говорящее прозвище Армянский Убийца.
Старые друзья встретили его с распростертыми объятиями и подыскали солидную и прибыльную должность помощника генерального менеджера отеля 'Цезарь-палас', известного как штаб-квартира крупнейших мафиозных организаций. Тем не менее Майк не очень долго проработал на этом посту, променяв его на должность директора теннисного клуба в том же отеле. В зарплате он потерял почти вдвое, но зато наконец-то погрузился в дорогую его сердцу стихию. К тому же через полтора года после его добровольного 'понижения' все руководство отеля, включая нового помощника генерального менеджера, было перестреляно наемными убийцами из нью-йоркской Коза Ностры.
Агасси-старший в очередной раз вышел сухим из воды...
В Лас-Вегас он приехал уже женатым на скромной кассирше Бетти Джоунс. На нее-то и была возложена ответственнейшая миссия - родить будущего чемпиона. Но до того как на свет появился Андре, в семье родились две девочки и сын Фил с врожденным пороком сердца, который никак не мог воплотить в жизнь честолюбивые замыслы папаши Майка. И вот наконец, 29 апреля 1970 года родился Андре Агасси.
Переступив с младенцем порог детской, Бетти Агасси оторопела: стены были выкрашены в ядовито-зеленый цвет теннисной лужайки, со стен взирали огромные портреты великих теннисистов прошлого. Этот интерьер, по мнению отца, должен был помочь малышу проникнуться сознанием предопределенности своего жизненного пути. Полагающиеся ребенку такого возраста погремушки и плюшевые мишки немедленно были выброшены, а заменили их, разумеется, ракетки и теннисные мячики. Как показало будущее — сын армянского продавца ковров не прогадал...
Майк Агасси не стал долго ждать и начал целенаправленно претворять в жизнь свои идеи о великом чемпионе. Андре начал заниматься в прямом смысле с пеленок (хотя обычно рекомендуется начинать занятия теннисом с четырех-пяти). Уже в трехлетнем возрасте малыш тренировался по несколько часов в день, делая до 800 ударов по мячу. Совсем скоро, когда ему было пять с половиной лет, Андре выиграл свой первый турнир — чемпионат Лас-Вегаса среди детей. На турнире он без проблем разделался со всеми противниками.
Примерно в то же время в «Цезарь-Паласе» остановились знаменитые теннисисты того времени — опытный Род Лэйвер и молодой Джимми Коннорс. Они должны были сыграть в так называемом «Матче поколений». Коннорс заметил Агасси-младшего, с интересом разглядывавшего корт, где должен проходить матч, и согласился дать ему несколько мастер-классов. А уже вечером по телевидению был показан репортаж с места событий, в котором любителям тенниса поведали и о новом вундеркинде. Годы спустя, когда Андре был уже знаменитым спортсменом, Майк Агасси продал “Эй-Би-Си” 30-минутную пленку с записью тренировок Андре и Коннорса за 150 тысяч долларов.
Годы шли своим чередом, Андре не особо усердствовал в школьной учебе, зато с каждым днем оттачивал теннисное мастерство. Вскоре стало ясно, что в Лас-Вегасе многого достичь не удастся, и было решено переехать в теннисный центр Америки — Калифорнию. Там, в городе Палм-Спрингс, должен был проходить чемпионат штата. Недолго думая, Агасси-старший ворвался в оргкомитет и потребовал, чтобы его сына допустили к соревнованию. Скорее ради интереса организаторы пошли на уступки и Андре был допущен на турнир. Тот не подкачал и уверенно дошел до финала, проиграв теннисисту с греческими корнями. Удачливого соперника звали Пит Сампрас. Так началось одно из величайших противостояний теннисного мира, сравнимое лишь с футбольной парой «Реал» Мадрид – «Барселона». Агасси и Сампрас еще не раз сойдутся в финалах крупнейших теннисных турниров.
После первого поражения сына Майк Агасси понял, что для дальнейшего продвижения ему нужен серьезный тренер, и решил отправить Андре в академию Ника Боллетьери во Флориде, имевшую репутацию одной из лучших теннисных школ в мире. Случилось это в 1984 году. Хотя Андре уже вышел из возраста, в котором принимали в академию, Боллетьери подался на уговоры Майка, который мечтал увидеть сына чемпионом мира.
Кстати, не изменяя себе, Майк доторговался с тренером до того, что уменьшил стоимость обучения с 3000 долларов до 800 в месяц, что стало самой низкой платой в истории академии! А добился он этого, потребовав исключить из программы сына все предметы, не имеющие непосредственного отношения к теннису.
Профессиональная карьера Андре Агасси началась в 1986 году на турнире в Индианнаполисе. С самого начала юный талант шокировал публику своими трюками и непривычным поведением на корте и вне его, и сразу сумел стал любимцем публики. Впрочем, в течение первых четырех лет он не выиграл ни одного крупного турнира. Тем временем Боллетьери, используя целый штат теннисных пиарщиков- журналистов, которым он приплачивал за хвалебные статьи об академии и ее воспитанниках, стал раскручивать Агасси. О нем начали много говорить, не заставили себя ждать и приглашения на участие в турнирах, проходящих в Америке и за ее пределами.
В 1987-ом Андре приехал на турнир в Рим, где познакомился с аргентинской теннисной звездой Габриэлой Сабатини. Это был первый, но далеко не последний бурный роман Агасси, который, впрочем, продлился совсем недолго. После турнира, который и Агасси и Сабатини провалили, они разлетелись, и скоротечный роман закончился. Для восходящей звезды тенниса год закончился 25-й позицией в рейтинге АТР. Но уже в 1988 году Агасси по-настоящему заявил о себе, победив в 6 турнирах Теннисной ассоциации. К тому же он показал отличную игру на двух турнирах Большого Шлема US Open и French Open и поднялся на 3-ю строчку в рейтинг-листе.
Дальше победы следовали одна за другой: (за всю карьеру Агасси выиграл 60 турниров!). Свой первый турнир из серии Большого Шлема — Уимблдон, — Агасси выиграл в 1992 году. Затем, в 1994-м, была победа на US Open, a уже через год последовала победа на Australian Open, благодаря чему Агасси впервые в своей карьере занял первую строчку рейтинг-листа ATP. Кстати, в финале был обыгран тот самый Пит Сампрас. Агасси и Сампрас — теннисные враги, партнерами были только в матчах за сборную США на Кубке Дэвиса (Агасси трижды выигрывал на этом турнире), и разве что на съемках рекламных роликов. В 1996 году на Олимпийских Играх в Атланте Агасси выиграл золотую медаль, которой всегда очень гордился.
Следующий 1997 год не принес теннисису ничего хорошего. После брака с актрисой Брук Шилдс (чей портрет украшал комнату Агасси еще в годы учебы у Ника Боллетьери), карьера Агасси пошла на спад. Получив серьезную травму кисти, в сезоне 1998 года звезда тенниса начал выступления, занимая лишь 141-ое место в рейтинге АТР.
Впрочем, Агасси быстро взял в себя руки и совершил невероятный рекордный рывок в топ-десятку, заняв к концу сезона 6 место в мировой теннисной классификации! После развода с Шилдс в 99-ом он смог вернуть себе былую славу. В том же году он выиграл последний, отсутствовавший в его “коллекции” турнир Большого Шлема (французский Ролан Гаррос), став единственным теннисистом в истории, достигшим такого результата, и еще раз одержал победу на US Open. Затем Агасси еще трижды одерживал победы на открытом чемпионате Австаралии (в 2000, 2001 и 2003гг), а в 2001-м вновь стал первой ракеткой мира. Осенью 2005 года Агасси вновь вышел в финал US Open, но проиграл лучшему теннисисту новоого поколения — Роже Федереру. В 2006 он вновь выступил на этом турнире, но проиграл. Мир большого тенниса он покинул в том же году.
Теперь, по завершении блистательной карьеры, Агасси может всецело посвятить себя своей семье.
В 2001 году в Лас-Вегасе, в узком семейном кругу, состоялась свадьба Агасси с немкой Штеффи Граф, одной из величайших теннисисток всех времен. Теннисная чета растит сына и дочь. Естественно, сразу после рождения первенца (которого назвали Джейданом), Агасси заявил, что его сын станет теннисистом. Будет ли он таким же великим чемпионом, покажет время. Кстати, на корте его уже ждут с нетерпением: компания по организации теннисных турниров предложила Андре и Штеффи 10 миллионов долларов за участие их сына в одном из турниров 2017 года. Родители согласились...
Артавазд Егиазарян