29.12.2020 - Владимир Енгибарян (родился в 1932 году)Владимир Енгибарян – советский боксер, Чемпион Олимпийских игр 1956 Года, трехкратный чемпион Европы, основатель первой в СССР специализированной детско-юношеской школы бокса
ОДАРИВШИЙ УДАРОМ
Еще по пути на чемпионат Европы в Варшаву его приметят на таможне польские пограничники: «Пшепрашам пашпорт». Разбирая по слогам трудно выговариваемую армянскую фамилию, спросят: «Теж бокс?» «Бокс, бокс, - отреагирует знаменитый Николай Королев. - Наш парень!» Подтянутый офицер еще раз окинет взглядом кучерявого брюнета и вернет паспорт: «То все може быт... може встретишься с нашим Антеком». Уже на обратном пути пограничник документа не спросит - Чемпион!
Он сходил с поезда, как Остап Бендер «с того света», - одет с иголочки. Однобортный пиджак с накладными плечами, брюки-клеш со стрелкой, как лезвие бритвы, прикрывали узкие носы лаковых туфель. В правой руке кожаный чемодан с наклейкой отеля «Полония», в нем заграничные подарки. В левой - обшарпанный фибровый чемоданчик, отголосок былых времен. Перед выездом на чемпионат ему посоветуют выкинуть это старье: «В нем разве что разводной ключ да пассатижи таскать». Он наотрез откажется - «буду хранить прошлое». В 1953 году Владимир Енгибарян станет первым советским боксером, обладателем титула чемпиона Старого Света - ему шел 22 год, когда он своим коронным тараном прорубил для советского бокса зарешеченное окно в Европу.
Впрочем, всего этого могло и не быть. Молодой профи кулачного боя был любителем искусного спарринга, пребывающего тогда в эмбриональной фазе. Вспоминает олимпийский чемпион Геннадий Шатков: «В 1953 году нашей команде предстояло впервые участвовать в чемпионате Европы. И вот на сборах Володя показал новую манеру ведения боя - искусный, я бы даже сказал интеллектуальный бокс. Но тренеры считали, что это манера ненадежная и что Енгибаряна не следует брать на чемпионат. Были спарринги. Володя много бил, сам получал много ударов. Спарринги он выиграл и открыл себе дорогу на чемпионат. А когда вышел на ринг в Варшаве, опять вернулся к своему стилю и стал обыгрывать и побеждать, впервые в истории советского спорта завоевав звание чемпиона Европы по боксу».
В 1953 году молодой атлет из Еревана переиграл не только соперников, но и тренеров, поистине - великий комбинатор! Более того, в целях дальнейшего отстаивания не только своей правоты, но, в первую очередь, - принципов ведения интеллектуального боя, он уже по возвращении с чемпионата опубликует в «Комсомольской правде» очень профессиональный материал с изложением своего видения перспективного бокса. Этот дерзкий шаг комбинатора вызовет естественное негодование многих авторитетных тренеров, апологетов исключительно силовой тактики; чувствуя себя задетыми, они даже соберутся написать опровержение, однако в последнюю минуту образумятся - а ведь он, наверное, прав? К сожалению, у Владимира Енгибаряна не со всеми из них наладятся добрые отношения, хотя дальнейшие достижения дерзкого спортсмена однозначно засвидетельствуют факт его правоты. Молодой чемпион уверен: бицепсы подразумеваются само собой, но именно мозги - сколь бы их не били на ринге - и должны в итоге определять исход боя. Енгибарян в любом случае был актуален - весной 1953 года в Советском Союзе начался небывалый доселе ледоход.
И еще одна реформа от первого чемпиона - благородство на ринге! Он никогда не был гладиатором и не добивал соперника на радость беспечным патрициям. Ниспущенный большой палец жестокой публики для него не стоил и мизинца поваленного конкурента. Енгибарян всегда бился не на жизнь, а на честь. С невежественных низин нынешнего дня, когда ринг давно уже предстает в ранге животного шоу тупых гладиаторов - нанятых рабов трезвых работодателей, его поведение кажется почти мифологическим. По крайней мере, спортсмена недопоняли бы и сегодняшние тренеры.
«Я видел, как он ярко побеждал, - вспоминает Геннадий Шатков. - В его победах проявлялось прекрасное человеческое качество, которое я бы назвал рыцарством на ринге. Сбив противника, он не бросался закреплять успех. Он продолжал бой, только когда соперник окончательно приходил в себя. Может быть, не всегда это было оправданно, но зато всегда по-настоящему благородно. И тем убедительнее для тысяч болельщиков были его победы. И не только мастерство, но и это рыцарское поведение на ринге снискали ему популярность и симпатию любителей бокса в разных странах». Енгибарян, по сути, возвел ринг в ранг... благородного турнира. Посему, умел и красиво проигрывать: на чемпионате Европы в Западном Берлине он первым поздравит Лешека Дрогоша со званием чемпиона. Впрочем, доказательством оправданности проповедуемого им бокса станут новые победы на чемпионатах СССР и Европы.
Впрочем, и Европа - это еще не Рио-де-Жанейро, как и сам спортсмен - не Остап Бендер. А что до турецкого поданного Отсара, так он с ним встретился на ринге в 1955 году на чемпионате Европы в Западном Берлине; причем интрига была не только национальной. Это был, пожалуй, единственный чемпионат, к концу которого пятерых судей на ринге дисквалифицировали за пристрастное судейство. В их числе был и обслуживающий «армяно-турецкий поединок» рефери Галлахер. Еще к моменту поединка он успел отметиться своим особым стилем, и поэтому армяне всего мира взволнованно ожидали исхода встречи. Отнюдь не лишней деталью поединка было и то обстоятельство, что армянский спортсмен родился 24 апреля - в день поминовения жертв Геноцида. Берлинский чемпионат Енгибарян не выиграл, но в этом принципиальном бою победил; армяне мира встречали его в Ереване как национального героя, он уже был чемпионом Европы и еще станет им не раз.
На ринге Енгибарян был расчетлив и осторожен. Обладая одинаково сильными ударами с обеих рук, он являл собой образец непримиримого противника, добивающегося победы не только техническим мастерством, но и четко рассчитанным тактическим маневром, учитывающим все слабые стороны соперника.
Он сошел на перрон ереванского вокзала как граф Монте-Кристо: однобортный пиджак с накладными плечами, брюки-клеш со стрелкой прикрывали узкие носы лаковых туфель. Впрочем, даже графский титул уже не удовлетворял благородного, он грезил царским подвигом армянского монарха IV века Вараздата. Правитель Великой Армении слыл большим мастером кулачного боя, а в далеком 385 году стал чемпионом Олимпийских игр. Древняя традиция национального кулака и обеспечит ему главный тыл на Олимпиаде 1956 года в Мельбурне: в Австралии он повторит достижение своего прославленного предка и будет коронован на троне мирового бокса. В том же году он станет чемпионом мира.
Обращаться в «Комсомольскую правду» Владимир Енгибарян лишний раз уже не будет, его многочисленные победы - лучшее свидетельство торжества «интеллектуального бокса». Правопреемник армянского царя поступит поскромнее - впервые в Советском Союзе создаст детско-юношескую школу боксерского искусства. Именно искусства. Опубликовано на сайте: http://www.newarmenia.net Прямая ссылка: http://www.newarmenia.net/index.php?name=Pages&op=view&id=390
|
|