Армянское ковроделие имеет очень серьезную и интересную историю. Рисунки и куски от армянских ковров можно находить практически по всему миру. Есть целые академические работы посвященные армянским коврам. Ковры в жизни армян имеют особый статус.
Наверное ни кому не приходило в голову почему у армян принято вешать ковры на стену. Практически в каждом доме наблюдается такое явление. Все дело в том, что еще издавна ковры в жизни армян занимали то же место, что сегодня иконы у православных. Т.е. ковры первоначально вешали только на стены, стелить ковер на стол или на пол не разрешался, для этого существовали своего рода половики. Одним словом, ковры, включающие в себе множество знаков, имеют некий религиозный, а может и энергетический, символ.
Идея и стилистика ковров теснейшим образом переплетена с армянской дохристианской верой, и наверное уходит своими корнями еще в эпоху шаманизма, когда люди впервые начали изображать символы Бога, защиты, удачи, славы, жертвы, предков и т.п. на своих одеяниях из шкур диких животных. С изобретением ткачества, это все плавно перешло на такни. Сакральные (божественные, солярные, астральные и другие) символы и орнаменты изображались в равной степени как на одеждах, так и на коврах. Но все же ковры отличались особой святостью. Вероятнее всего, наши предки считали, что повешанный на стену в доме ковер с сакральными знаками защищал семью, деровал успех и благоденствие. В этом смысле, разумеется, что такие ковры не стелились на пол или на стол. Половики и скатерти, хотя и могли также иметь некоторые защитные и удачливые знаки, но не имели символов Бога, предков, света и т.п., посольку по таким символам ходить или есть с них было бы святотатством. Важно отметить, что ковры вешались не на всякую стенку, а на \"главную\", на которую в древности вешалось также оружие, а позже - портреты и фотографии предков.
Наиболее распространенными символами ковров являются символы Бога, который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом, а потом и с солнцем и звездами. Этот символ - крест и кресообразные знаки (включая свастику и многоконечные звезды). Тот же символ перешел в христианство в виде креста. Ковры часто изображали микрокосм с Богом в центре.
Другим распространенным знаком является вишап - дракон. Вишап далеко не всегда считается злым. В армянской вере вообще не было понятия абсолютного зла (наподобие ближневосточного \"сатаны\"). Вишап воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла и оказаться доброй. Так вот, есть отдельный подвид армянских ковров - вишапагорг, т.е. \"драконоковры\", ковры с изображением драконов. Разумеется, дракон изображался символически - в виде своеобразных сороконожек. Основной культовой целью вишапагорга была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злонамеренных сил. Вот два изображения вишапагоргов. Обратите внимание, что сами вишапы изображены по краям, но никогда не в центре ковра-мира. Этим опять же отмечается защитная функция вишапов (защищать окраины-границы мира от внещних врагов). Важно не путать вишапов с изображениями другого сакрального знака - мирового древа, сакрального центра мира. Мировое древо довольно распространенный сюжет в религиях разных народов. Оно наблюдается как в арийских мифологиях (скажем, священный ясень Иггдрасиль у викингов, символ дуба у славян), так и в семитских (мировое древо вавилонян и ассирийцев и минора иудеев). У армян-ариев мировое древо чаще всего отождествляется с платановым деревом, отличающемся белизной кроны, а потому чистотой и святостью.
На армянских коврах есть также множество других символов и орнаментов. Некоторые изображения эпизодичные, т.е. могут \"рассказать\" об определенных событиях, которые имели место в прошлом - сцены охоты, сражения и т.п.. Другие - лишь отдельные символы, скажем предка, оружия (меч, копье, стрела, щит). Отдельные изображения очень распространены, но их значение не совсем понятно. Скажем, изображение двуглавых существ (коней?) - это довольно часто встречающийся мотив на армянских коврах. Но что это за существа - можно только гадать: кентавры (гандхарваны). Близнецы (которые в арийских мифах всегда связаны с конями - сравните ведических Ашвинов, греческих диоскуров, армянских эпических героев). Волшебные кони (скажем, Джалали из Сасна Црер).
Стиль и технология, по которой ткали ковры, тоже отличались. Я не специалист и знаю лишь о двух видах квров - горг и карпет. Но уверен, что было больше стилей. Также важно отметить, что для армянских ковров существуют характерные цвета. Скажем, черный, красный, желтый, белый - это очень типичные для армянских ковров цвета. А вот зеленый, коричневый и вообще любые полутона (голубой, розовый, бирюзовый, фиолетовый и т.п.) - это может быть типично для мусульманского искусства, но очень нетипично для армянской культуры, в том числе и ковров.
К сожалению, со временем многие секреты армянских ковров были утеряны. Вся философия и искусство вышивания ковров претерпело упадок и попало под сильное арабское и мусульманское влияние. Значение символов и правила их изображения постепенно забывались, а в изображениях стали появляться соврешенно неармянские цвета и орнаменты. В результате, сегодня очень многое в современных армянских коврах мягко говоря не совсем армянское. Ситуация несколько напоминает состояние армянской народной музыки, где наряду с армянскими мотивами и словами довольно часто можно встретить мусульманские слова и мелодии.
Некоторые правила армянских ковров я уже изложил выше (цветовая гамма, значение и порядок символов и т.п.). Но есть одно, пожалуй самое фундаментальное отличие армянских (и некоторых других исконно кавказских ковров) от арабо-тюркских: на армянских коврах практически не было конкретных изображений чего-либо, а были лишь симовлы. Все - Бог, свет, солнце, звезды, драконы, люди, растения - изображалось в символической форме. Символика подтверждает архаичность, древность армянского коврового искусства. А на исконно исламских (арабских, тюркских) коврах изображения деревьев, листьев, цветов, хлопка, фруктов - все это не отличалось особой символичностью и изображалось в более бытовом виде.
С установлением в зоне карабахского конфликта перемирия при содействии предпринимателей из армянской диаспоры в Нагорном Карабахе стали предприниматься меры по восстановлению одного из традиционных в крае видов ремесла - ковроделия. Карабахские ковры, сотканные из натуральных нитей искусными мастерами, всегда пользовались хорошим спросом как в пределах края, так и за рубежом.
Одним из ведущих ковродельческих предприятий Нагорного Карабаха на сегодня является ЗАО \"Овани\" (ранее называлось \"Арцахраг), владельцем которого является американский предприниматель Овик Махсереджян (Лос-Анжелес). По словам исполнительного директора ЗАО \"Овани\" Олега Бахшияна, на предприятии сегодня производится около 100 видов ковров, в том числе, сувенирных - с изображением символов Нагорного Карабаха, в частности, памятника \"Мы и наши горы\".
Продукция предприятия главным образом реализуется в США и Канаде. В нынешнем году объемы реализации по сравнению с прошлым годом выросли почти вдвое, что во многом связано также с увеличением числа туристов, прибывших в республику. На производстве занято более 40 человек. Зарплата работников с октября месяца увеличилась с 17 тысяч 34 драмов (около $34) до 19 тысяч драмов (порядка $38) за 1 кв метр.
В дополнение скажу, что пока армяне так небрежно относятся к своему искусству ковров и обезьянничают, копируя нетипичные для нас мусульманские орнаменты, турки и азербайджанцы усиленно присваивают себе символику армянских ковров. В мире продается огромное количество ковров с чисто армянской симовликой и с этикеткой \"Turkish kelim\". В то время как \"тюркиш келим\" в оригинале должен быть похож на среднеазиатские и монголо-татарские мотивы, где нет и не может быть армянской символики.