Предки нынешних карабахских армян, несмотря на непрерывные в прошлом войны, оставили удивительно богатое культурное наследие. Только на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) площадью в 4.5 тысячи кв.км (чуть более трети территории Нагорного Карабаха в целом) сохранилось по меньшей мере 1700 историко-архитектурных памятников...
Предки нынешних карабахских армян, несмотря на непрерывные в прошлом войны, оставили удивительно богатое культурное наследие. Только на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) площадью в 4.5 тысячи кв.км (чуть более трети территории Нагорного Карабаха в целом) сохранилось по меньшей мере 1700 историко-архитектурных памятников: крепостей, монастырских комплексов, церквей и часовен, мостов, дворцовых сооружений, большое количество хачкаров (надгробные или памятные стелы, название которых в переводе с армянского буквально означает \"крест-камень\", так как в основе их композиции лежит христианский крест, выполненный в традиционной для Армении манере церковного искусства, причем ни на одном из дошедших до наших дней хачкаров орнамент не повторяется), свыше 1000 единиц настенных и надгробных надписей на древнеармянском языке. Основная масса сохранившихся на территории Арцаха памятников - христианские культовые сооружения, хронологически охватывающие, начиная с IV века - времени принятия в Армении христианства как государственной религии, - все этапы средневековой истории. Среди них около 60 монастырских комплексов и более 500 церквей. Из памятников дохристианского периода на территории Арцаха сохранились первобытные стоянки, руины древних армянских поселений, в том числе и относящиеся к периоду Араратского царства (Урарту) и сменившего его армянского царства Ервандидов, гробницы, культовые статуэтки раннеармянской эпохи, межевые камни времен армянской династии Арташесидов, а также капители, разнообразная домашняя утварь и монеты. Так, на территории современного поселка Истису (Кельбаджар) в далеком прошлом располагалась летняя резиденция араратского царя Руса I (I тыс. до Р.Х.). Самым крупным и знаменитым поселением дохристианского периода на территории Арцаха являлся основанный в 90-е годы до Р.Х. армянским царем Тиграном II город Тигранакерт. Любопытно, что это первый из четырех городов, основанных впоследствии Тиграном II в разных частях Армянского нагорья, названных его именем. Остатки этого поселения были обнаружены на территории современного Агдамского района вблизи границы НКР.
Богатый материал по средневековой истории Арцаха содержится в трудах армянских, персидских, византийских, арабских историков, географов и путешественников, старинных картах Армении (IV-VIIвв. от Р.Х.), неизменно свидетельствующих об армянском этнокультурном облике края. При этом Арцах называется десятой по счету областью Армении. Древние эпические песни и сказки, до сих пор живущие в сознании современных карабахских армян, жанровые, сюжетные и художественно-выразительные средства фольклора Арцаха также свидетельствуют об их местном происхождении. В период арабского владычества армянские князья Арцаха продолжали свою энергичную созидательную деятельность. Под их покровительством развиваются и крепнут такие культурные центры, как Амарас, Цицернаванк (Кашатагский район НКР), Гтич (Гадрутский район НКР), монастыри Урек и Гандзасар (Мардакертский район НКР), монастыри Дади и Хада в Вайкунике и др. В начале IX в. вновь набирает силу княжеский род Араншахиков. Представители двух его ратных ветвей и другие арцахские князья для усиления обороноспособности своих владений проводили большие работы по укреплению монастырей, возводя вблизи многих из них неприступные крепости, где во время нашествий укрывалось гражданское население и хранились монастырские ценности. Наиболее известными крепостями Арцаха были Шикакар, Хаченаберд, Тигранаберд, Циранакар, Акнаберд, Левонаберд, Джраберд, крепости Гюлистана, Фарисоса, Дизапайт и многие другие. Более ста крепостей Арцаха-Карабаха, при всех их местных особенностях напоминают укрепления, сохранившиеся в других провинциях исторической Армении, и представляют собой крупные инженерные оборонительные сооружения, созданные по классическим образцам армянского военно-фортификационного строительного искусства.
В конце IX в. Арцах, сбросивший с себя арабское иго, стал одной из восточных провинций в составе утвердившегося в Армении царства Багратидов. Время краткой мирной передышки, когда арабы уже не представляли опасности, персы были разобщены, а турки-сельджуки еще не появились, - стало временем созидательной деятельности и бурного развития культуры. В этот период были построены знаменитый архитектурный комплекс края - монастырь Таргманчац (989г.) и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) Агарцина (1071г.).
Наиболее благодатными для развития культуры Арцаха оказались XII - XIIIвв. С Хв. доминирующую роль в политической и культурной жизни края начинает играть княжество Хачен, границы которого охватывали центральную часть древнего Арцаха. В отмеченный выше период здесь были созданы выдающиеся произведения искусства, вошедшие в золотой фонд армянского художественного наследия. Армянскую средневековую литературу и историографию в Арцахе достойно представляли Мовсес Каланкатваци, Мовсес Дасхуранци, Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци, Григор Акнеци, Степанос Орбелян и Мхитар Айриванеци. С Арцахом также связано имя выдающегося армянского правоведа, автора \"Судебника\", оказавшего влияние на развитие юридической мысли в странах Европы и Древней Руси, Мхитара Гоша. Особого прогресса достигло развитие архитектурных форм, позволивших специалистам по средневековой культуре Армении выделить наряду с Анийской, Сюникской, Васпураканской и Лорийской - Арцахскую архитектурную школу. Шедеврами Арцахской школы признаны такие сооружения монастырских комплексов, как церковь Сурб Аствацацин Макараванка (1198г.), храм Сурб Ншан Нор Варагаванка (1190-1200гг.), Соборная церковь Ованнеса Мкртича, придавшая особое величие Гандзасару (1216-1238гг.), Катогике Хоранашата (1211-1222гг.), церкви Гошаванка (1191-1241гг.), соборная церковь знаменитого монастыря Дадиванк (1214г.), главная церковь Гтчаванка (1241-1248гг.), великолепные хачкары комплекса Бри ехци (1230-1270гг.), Соборная церковь Хадаванка (1204г.) и многие другие. Монастырские комплексы в Арцахе, как и повсюду в Армении, были не только религиозными очагами, но и влиятельными политическими, культурными и просветительскими центрами. Уже в раннем средневековье, несмотря на то, что территория Армении была поделена между христианской Византией (Западная Армения) и зороастрийской Персией (Восточная Армения), сфера влияния армянской церкви распространялась на всю административно-политическую территорию северо-восточных провинций страны. До начала IX в. духовный центр восточных армянских земель находился в Партаве (ныне город Барда на территории Азербайджана), а начиная с XIVв. духовным центром края становится монастырь Гандзасар с Гандзасарским католикосатом. Необходимо отметить, что в силу ряда политических обстоятельств в Армянской Апостольской Церкви, начиная с XVв., существовали четыре католикосата: Эчмиадзинский (Восточная Армения, Араратская долина), Киликийский (Западная Армения), Ахтамарский (Западная Армения, озеро Ван) и Гандзасарский. Последние два прекратили свое существование в XIX в. В 1836 году русскими властями Гандзасарский католикосат был разделен на три епархии - Арцах, Гандзак и Шемаха, которые, как всегда, подчинялись Эчмиадзинскому собору. Изучению Гандзасарского монастыря отдали свой талант многие исследователи, среди которых нельзя не упомянуть известного советского историка и специалиста по средневековой христианской архитектуре Анатолия Якобсона. В одной из работ, посвященных Гандзасару, он характеризует собор и придел как \"два прекрасных архитектурных творения, воплотивших в себе все лучшие достижения армянских зодчих XIII в.\" Высоко оценил творение арцахских зодчих и знаменитый византолог конца прошлого века профессор Сорбонны Шарль Диль. По его мнению, Гандзасар - третий из пяти дошедших до наших дней армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры.