Основан на реальной истории, имена изменены
Родители Армана переехали из Гюмри в Чувашию, когда Арман был еще ребенком. Поставили свой маленький семейный бизнес, потихоньку встали на ноги. Когда Арман вырос и пришло ему время жениться, он, по древней армянской традиции, должен был взять в жены исключительно армянку, еще лучше, из родного города. Ведь Гюмри славится не только потрясающим чувством юмора населения, но и традиционностью.
Арман собрался со своими родителями и приехал на 21 день в Гюмри, чтобы подыскать себе жену.
Дольше оставаться они не могли, бизнес остался без присмотра. Задача предстояла непростая: за три недели исследовать город вдоль и поперек в поисках подходящей невесты, не без помощи родных, знакомых и друзей, разумеется.
Обычно это делается так. Армянский парень, постоянно обитающий в Америке, Росии, Аргентине, или где-нибудь еще, звонит своим «ахперам» (друзьям-братьям) в Армению с просьбой подыскать ему «хорошую девушку». Приблизительные критерии указываются, хотя ахперы, по большому счету в нем не нуждаются, критерии в основном стандартные: красивая, скромная, домашняя. Девушка выбрана, парень приезжает на месяц, а то и меньше, знакомится с девушкой. Идеальный вариант, когда родители тоже могут приехать с «женихом» и вместе выбрать. Причем, многие будущие свекры сохраняют традицию просить у потенциальной невестки полный стакан воды, чтобы в процессе утоления жажды разглядеть ее с ног до головы.
Если молодые понравились друг другу (на всякий случай, у «ахперов» есть еще пара запасных девушек), через несколько дней они обручаются, идут в ЗАГС, затем новоиспеченный муж возвращается в Америку (Россию, Аргентину...) и ждет, пока девушка получит визу.
Она получает, едет к нему, там играют шикарную свадьбу, которая подробно снимается на видео, особенно столы, уставленные горами бананов и ананасов. Пленка посылается родным девушки и те радуются, что их девочка попала в «хорошее место».
Возвращаясь к Арману. Вернувшись в родной город и немного отдохнув, его родители незамедлительно приступили к делу. Арман отправился проведать «ахперов». Ему пока нечего делать. Сначала девушка должна понравиться его родителям, потом они методом исключения составят «шорт лист» и предоставят его сыночку.
За неделю мама с папой обошли 35! незамужних девушек. Ни одна из них не была хороша для их сыночка. У одной лицо не такое, у другой-фигура. На третью взглянешь, сразу видно, стерва, испортит жизнь сыночку. С четвертой поговорила немного свекровь и поняла: перед ней точная копия ее самой, а им вместе жить. Одна девушка почти полностью соответствовала всем условиям, а именно: была неописуемой красоты, кроткого нрава и из уважаемой семьи. Но... была одна пролема. Девушка только закончила десятый класс. Как резонно заметил отец Армана, ее нужно еще на учебу устроить, скорее всего, платить за это, и так по крайней мере 2 года. К тому же, условие наличия диплома у девушки, как символ ее образованности, было одним из главных. Так что эту кандиатуру отмели.
Родители Армана поискали еще пару дней и нашли! И симпатичная,и образованная (да еще как!). Навели справки: никакого компромата. Семья порядочная, уважаемая, родители учителя. Через знакомую попросили разрешения приехать на смотрины.
Мать девушки «нет» сказать не могла. Во-первых, ее дочь рекомендовала коллега, неудобно отказаться. Во - вторых, ее Анне уже 23 года, и она и так обеспокоена ее дальнейшей судьбой. Дочка к замужеству склонности не питает, блестяще окончила школу, потом международный факультет ЕГУ, два раза по разным программам побывла в Лондоне, говорит на четырех языках, мечтает когда-нибудь обосноваться в Англии и работать по своей специальности. На все мольбы матери найти себе кого-нибудь, выйти замуж, построить семью, она отвечала равнодушной улыбкой. Так что мать была даже рада подвернувшейся случайности.
Родители Армана привели парня в дом Анны. Для них был накрыт шикарный стол. Все расселись, минут пять пожаловались на необычную для конца апреля дождливую погоду, еще немного поговорили о незначительных вещах и перешли к делу. Рассказали, кто они, чем занимаются, родители Анны сделали то же самое. И Анна, и ее родители нравились стороне жениха все больше и больше. Наконец, мать Армана сделал сыну знак. Он ответил утвердительно, и родители попросили у без пяти минут кумов разрешения, чтобы их сын остался с девушкой наедине на несколько минут, дабы «дети познакомились поближе, узнали друг друга».
Родители Анны разрешили. Молодые уединились в соседней комнате, поговорили о своих увлечениях и пристрастиях. Минут через 15 отец Армана пришел и сказал: пора. По сияющему виду сына он понял, что все, больше искать не придется.
- Как тебе понравился наш сын? – ласково спросил он Анну.
Она скромно опустила глаза и чуть заметно кивнула.
Через неделю молодых обвенчали. Еще через неделю сыграли свадьбу. И уехала девушка, мечтавшая об Англии, в Чувашию.
На прощанье мать ей сказала:
- Столько говорила тебе, учись, учись, всегда пригодится, видишь, они выбрали тебя, потому что ты образованная.
Мать Анны рассказывает нам эту историю за столом, через несколько дней после того, как ее дочь уехала. Я в абсолютном шоке. Все мои романтические чувства попраны. А как же любовь, в конце концов? Ну ладно, можно жить с человеком, которого не любишь, но который тебе по крайней мере не антипатичен, можно есть с ним за одним столом, говорить с ним за ужином, смотреть с ним телевизор, но как можно спать с человеком, которого не то, что не любишь, а едва знаешь?
Вопрос о том, как можно спать с ним, мама девушки пропустила мимо ушей, в традицию он не вписывался, на вопрос о любви философски заметила: стерпится, слюбится. Если наши предки веками так жили (и жили кстати, неплохо, вот какие крепкие семьи у нас получаются, не то, что у них там, на западе, где количество разводов растет с потрясающей быстротой), зачем же нарушать традиции?
К тому же, 23 года- это такой несмышленный возраст. А родители всегда видят дальше и лучше. Могут посоветовать, напутствовать.
Я возражаю, что многие наши крепкие семьи построены на лжи и крепкими только кажутся. Эта правда, у нас никто не разведется по причине «несоответствия характеров», как «там». Армянская женщина ни за что не будет жаловаться, что она неудовлетворена в семейной жизни, и не потому, что она гордая, а потому, что будет стесняться. Даже на измены мужа глаза закроет. Потом появятся дети и армянская женщина поставит крест на своей жизни и будет жить только для детей. И не нужно говорить, что времена изменились, что армянские женщины теперь такие эмансипированные! Некоторые - да, но не большинство и в основном, в столице.
Я возражаю, что знание- только то, что достигается путем собственного эксперимента и родительский опыт не может быть основанием для построения счастливой семьи их детей.
Она отвечает, что жениться/выходить замуж по собственной инициативе, а не по выбору родителей, тоже не гарантия успешного брака.
Согласна, жизнь прожить вообще не просто, но выходить замуж практически с закрытыми глазами? Но мы говорим на разных языках. Женщина, выросшая в традиционной гюмрийской семье, не понимает, что это я так горячусь. Большинство девушек в ее родном городе выходит замуж так, и вроде никто еще не умер от этого.
Я не утверждаю, что права я, а не она. В конце концов, убежденность этой женщины даже сеет во мне сомнения в моей правоте. Я даже восхищаюсь смелостью ее дочери, которая пожертвовала всеми своими мечтами и беспечно уехала в Чувашию с парнем, которого знала две недели. Ведь это как лотерейный билет: или выигрываешь, или деньги на ветер. Или сложится семейная жизнь, или проживешь ее зря.
P.S. Нам будет очень интересно узнать мнения наших читателей об этом армянском варианте брака, о его плюсах и минусах.
Асмик Оганесян, www.hetq.am