Армянский информационный портал

11.12.2010 - Анри Верной (1920−2001)

Анри Верной – французский кинорежиссер, кавалер ордена Почетного легиона. Снял более 60 Фильмов с участием Жана Габена, Алена Делона, Жан-Поля Бельмондо, Омара Шарифа, Сержа Аветикяна, Клаудии Кардинале...

ПРЕУСПЕВШИЙ

Анри_ВернойС высоты пройденного пути он вдруг увидел устье своей жизни. Оно было не совсем близко, но виделось весьма отчетливо: расширяющейся треугольной дельтой расположилось у океана Вечности и поджидало умеренного биографического потока. Ему стало не по себе: очень захотелось назад, к истокам. Их было два - слившихся в единое русло ручьев, питающихся талым снегом высоких гор. Но истоки находились невообразимо далеко, и даже с этой большой высоты их, увы, не обнаружить. Единственное, что оставалось делать - свернуть обратно и, восстанавливая в памяти пройденные отрезки жизненного пути, попытаться найти свое Начало. Анри Верною было уже за шестьдесят, когда он повернул назад.

Неожиданное исчезновение режиссера, олицетворяющего французский кинематограф второй половины XX века, конечно, не могло остаться незамеченным: «С 1984 года он ничего не создает, - недоумевала «Пари матч». - Он уединился, чтобы сосредоточиться на своем прошлом. На протяжении нескольких лет им написано сорок семь вариантов автобиографического фильма, и только лишь сорок восьмой представлен в качестве сценария фильма "Майрик". Это самое дорогое произведение европейского кино».
Растерянность критиков понять, разумеется, можно: Анри Верной - совершенно конкретная эпоха французского кино, постановщик более тридцати фильмов, в том числе культовых, с участием столь же эпохальных актеров - Фернанделя и Жана Габена, Ива Монтана и Энтони Куина, Жан-Поля Бельмондо и Алена Делона, Генри Фонды и Патрика Девера... И тем не менее, «узревший устье» режиссер был одержим поиском уже иной эпохи.

Удивительное умение истинно творческой натуры - переживать прошлое в контексте настоящего. Первая мировая, которая на территории именно Османской империи обрела чудовищное проявление в форме организованного правительством «молодых турок» Геноцида армян, была пережита журналистом газеты «Марсельез» уже в годы Второй мировой войны. Он, разумеется, прекрасно осведомлен о том, что первые концентрационные лагеря-бойни были организованы в той же Турции, а изуверы - «специалисты» приглашены нацистским руководством Германии для «обмена опытом». Он знает и о специальном распоряжении Гитлера, данном в начале 1943 года Мартину Борману, о торжественном перезахоронении в Стамбуле останков палача армянского народа Мехмеда Талаата, расстрелянного в марте 1921 года в Берлине национальным мстителем Согомо-ном Тейлиряном. Знакомо журналисту и известное выступление фюрера в 1939 году: «В конечном счете, кто сегодня помнит о резне армян?!» Об этом еще совсем недавно - 24 ноября 1945 года - сообщила мирулондонская «Тайме». И, наконец, он знает другое: участие многих армян в движении французского Сопротивления продиктовано не только любовью к великой Франции, но и ненавистью к наследнице младотурецких «традиций» - фашистской Германии: Мисак Манушян и поэтесса Лас мстят именно за эту преемственность. В сороковые годы будущий режиссер публикует целый цикл статей, посвященных Геноциду армян.

Анри Верной - он же сын армянских беженцев из Османской Турции Ашот Малакян, конечно, всегда помнил о своих истоках. Он говорил и писал на родном языке, держал в руках свечу армянской церкви, исполнял Комитаса. В конце концов он выполнил и просьбу отца - стал журналистом, описывающим бедствия собственного народа. Его семья, чудом спасшаяся от резни, бежала сначала в Грецию, а после обосновалась в Марселе: на улице Паради, дом 588. Много позже фильм именно с этим названием и выйдет на французский экран. Но пока, в самом преддверии второй половины XX века, Ашот Малакян еще только стоит на пороге больших свершений.

20 ноября 1950 года - один из наиболее счастливых дней в жизни будущего мастера французского кино: Анри Верной подписывает контракт на съемку своего первого полнометражного фильма «Стол для умерших», причем сразу с участием Фернанделя. Великий актер снимется еще в семи фильмах режиссера. «Я еще успею вернуться 'к истокам, а пока должен завоевать Францию», - заявляет на радостях 30-летний Анри. Его завоевания не заставят себя долго ждать: выдающийся Жан Габен сыграет у него в шести фильмах, в том числе культовых - «Обезьяна зимой», «Клан сицилийцев», «Мелодия из подвала». Но именно дождливой осенью 1984 года, когда уже позади всевозможные премии и признания, он вдруг увидит устье своей жизни. С больших высот достижений оно виднелось отчетливо: расширяющейся треугольной дельтой расположилось у океана Вечности и поджидало умеренного биографического потока. Верною стало не по себе: «А вдруг я не успею».

Как когда-то очень давно, Ашот Малакян опять становится беженцем: история, право же, развивается по спирали, как и биография. Но на этот раз он убегает не в будущее и не от ятагана. Анри Труайя как-то умудряется схватить своего соотечественника прямо на бегу и убеждает сесть за письменный стол: «Ведь ты журналист, пишущий на армянские темы. Твои мемуары и детские воспоминания обратят на себя куда большее внимание, чем бомбы всех террористов». В 1985 году выходит в свет сборник Анри Верноя «Майрик» - рассказы о матери. Впрочем, этого еще недостаточно: в 1991 году он начинает съемки одноименного фильма.


«Открою вам тайну, впрочем, свою тайну: ненавижу тех, кто без устали повторяет: "Мы - маленький народ..." От подобного рефрена даже большой народ станет малым. Скулеж столь же скверен, как и самодовольство, самоудовлетворенность. Расти надо ввысь, безостановочно и постоянно! Иначе - конец, иначе - смерть». Анри Верной

Знаменитый Омар Шариф чувствует себя на съемках уверенно: он давно знает армян, да и арабский темперамент близок армянскому. Ему не впервой играть армянина: в старом итальянском фильме он как-то уже «исполнял функции» царя Армении. Так что с ролью отца Ашота Малакяна он наверняка справится. Впрочем, спокойна и Клаудиа Кардинале - мать героя: «Я уже вписалась в роль пережившей большую и тяжкую судьбу армянской майрик. Помогло и то, что я много слышала об Армении и ее народе. Надеюсь, когда-то с этим фильмом приду к Арарату. Я действительно хочу свидания с древней землей Армении». Уверенно держатся и все остальные - Натали Руссель, Изабель Садоян. Все, кроме самого Анри Верноя: получится ли? Актеры выкладываются на все сто, понимают - это итоговый фильм Мастера, и он должен быть лучшим. Но Мастер все равно в поисках.
В поисках он и добрался до своего перевала. Внизу виднелось устье жизненного пути. Оно стало много ближе, и уже совсем скоро треугольная дельта примет Мастера в свои объятия. Но эта близость его уже не пугала. Он обернулся назад и увидел два ручья: они были слиты в единое русло и питались талым снегом высоких гор. Это были его истоки.
-Успел!
Опубликовано на сайте: http://www.newarmenia.net
Прямая ссылка: http://www.newarmenia.net/index.php?name=Pages&op=view&id=343