10.04.2010 - Джеймс Багиян (Родился в 1952 году)Американский астронавт, полковник ВВС США. Занимается исследованиями в области космической медицины и биомедицины
АРЦАХСКИЙ ВНУК
«Определенно, этот народ может взлететь очень высоко», - признался как-то в Ереване художник Роккуэл Кент, а потом добавил: «Если спросят меня, где на нашей планете можно встретить больше всего чудес, я бы ответил - в Армении. Поневоле поражаешься наличию на этом небольшом участке земли такого количества чудес и такого качества имен, которые, несомненно, являются гордостью и украшением всего мира». Впрочем, люди сведущие нечто подобное говаривали и задолго до столь откровенного признания Мастера.
Стороннему взгляду могло показаться, что к этому высокому полету рассеянный по миру армянский народ готовился еще задолго до марта 1989 года. В конце XIX столетия в Европе был весьма известен воздухоплаватель Александр Топчян - Топчиев. Его преемник Артем Кациян - уже участник состоявшихся в 1909 году в Германии первых авиационных соревнований. К началу Первой мировой войны количество летчиков-армян уже вполне претендует на «национальную эскадрилью»: в составе покорителей неба и внук выдающегося мариниста Ованеса Айвазовского Константин Арцеулов - между прочим, один из первых летчиков-испытателей, сделавших смертельный штопор. Саркис Айрапетов - первый из советских истребителей, кто пошел на таран. В рядах французского Сопротивления «на высоте» Сергей Агавелян - главный инженер прославленной эскадрильи «Нормандия-Неман» и Александр Казарян - кавалер Гарибальдийской звезды.
Роккуэл Кент, разумеется, имел представление о предмете своего восхваления, а небольшая доза отменного коньяка только обостряла его чувства. Но не более: Кент знал Армению через Рубена Мамуляна и Аршила Горки - людей, которые прославили... Америку. Равно как и Уильяма Сарояна, чье безрассудное сердце он и пытался отыскать в горах Армении: «Определенно, этот народ способен взлететь очень высоко».
Между тем 18 марта 1989 года ничего принципиально нового в мире космонавтики не произошло. В 14 часов 36 минут 41 секунду по всемирному времени была зафиксирована полная остановка шасси восьмого полета космического корабля «Дискавери». Очередная американская миссия - STS 29 - завершилась успехом. Она совершила 80 витков вокруг Земли и в общей сложности преодолела расстояние 3 миллиона 219 тысяч километров. Экипаж наблюдал за Землей с максимального расстояния 308 километров. Миссия вывела на орбиту спутник передачи TLRS-4 и провела научные эксперименты. Сухая космическая статистика.
Однако за этими цифрами скрывалось главное: 13-18 марта 1989 года произошло принципиально новое событие в жизни армянского народа - впервые «армянский астронавт» Джеймс Багиян, выходец из эмигрировавшей в США семьи Филиппа Багияна, покорил Космос. Новость сразу же облетела полосы армянских советских и зарубежных изданий; стороннему взгляду могло показаться, что нация готовилась к этому полету всю свою историю.
Летать армяне любили во все времена. Отраженный в национальной мифологии полет познавательной мысли оказался способным пронзить Вселенную еще задолго до технического освоения тропосферы. Ввиду приподнятого расположения страны армяне научились хватать звезды прямо с небес и класть их на погоны. Особенно преуспели в этом ремесле жители наиболее возвышенных регионов Армении и, быть может в первую очередь, Арцаха. Маршал авиации Сергей Худяков и летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян - это лишь вершина дрейфующих айсбергов Роккуэла Кента: в горах Армении он нашел сердца Сарояна, видимо оттого, что «покорял полярные высоты». Родом из Нагорного Карабаха и Андраник Иосифьян - главный конструктор электронного оборудования баллистических ракет, космических аппаратов и спутников «Омега» и «Метеор». Свою звезду ученый получит за подготовку первого в мире полета человека в космос: она была на высоте! Но выше всех остальных взлетит Джеймс Багиян.
Будущий астронавт родился в 1952 году в Филадельфии. Родители переехали в США из Трапезунда. По утверждению самого Джеймса, «дед Геворг родом из Арцаха». Увлечение авиацией было неслучайным: отец будущего астронавта Филипп был летчиком и в числе 18 500 американских армян, служивших в армии США в годы Второй мировой войны, принимал в ней активное участие. Его отважные действия были удостоены высокой оценки: майора Ф. Багияна наградили американским орденом Красного креста. Сам Джеймс - с 22-летнего возраста участник многочисленных авиационных соревнований, а с 1980 года - член группы американских астронавтов. Джеймс Багиян - универсал, помимо летной, он имеет и другие профессии: врача, инженера, спортсмена; он один из первых профессиональных врачей, вышедших в открытый космос... Примечательно, что научные эксперименты, которые ставил Джеймс Багиян в невесомости, основывались на исследованиях его соотечественника, лауреата Государственных премий СССР, академика Норайра Сисакяна.
Норайр Сисакян не только четко улавливал и откликался на то, что являлось наиболее существенным в мировой науке на данный момент, но и хорошо видел перспективы развития науки в целом. В середине XX века он заложил первый камень в фундамент проектируемого им же здания таких «наук будущего», как молекулярная, радиационная и космическая биология. О заслугах этого выдающегося ученого свидетельствует названный в его честь кратер на Луне. Есть, конечно, и более приземленные примеры - мемориальная доска в Париже на здании ЮНЕСКО, на это могут рассчитывать немногие ученые. Как член консультативного и исполнительного комитетов ЮНЕСКО Норайр Сисакян работал в этой организации в течение 10 лет - с 1956 по 1966 годы. Кстати, был председателем 13-й сессии Генеральной конференции.
В июне 1991 года ничего нового в мире космонавтики не произошло: Джеймс Багиян покорил Космос во второй раз, причем в подготовке к очередному полету ему помогали главный инженер фирмы «Нортон» Джоан Язеджян-Погосян и руководитель жизнеобеспечения НАСА доктор Арнольд Никогосян.
Первый армянский астронавт родился и вырос в США. Но он не забыл историческую Родину. Во время своей первой космической экспедиции, пролетая над территорией Армении, он обратился к ее жителям на родном языке, пожелав им мира и благополучия.
Армению часто называют музеем под открытым небом. Небо действительно всегда было открыто для армян, ибо для получения «визы на освоение» требовалась не печать сдержанного и угрюмого консула, а... «усердие, талант и смелость: качества, которым армянам не занимать», - так говаривал Роккуэл Кент. Среди многочисленных музеев Армении есть один, который рассказывает об истории покорения «армянского неба». Здесь можно встретить большое количество любопытных экспонатов, о существовании которых сторонний наблюдатель едва ли может иметь представление. Джеймс Багиян обещал обогатить Ереванский музей неба. Опубликовано на сайте: http://www.newarmenia.net Прямая ссылка: http://www.newarmenia.net/index.php?name=Pages&op=view&id=327
|
|