Сергей Мергелян – великий ученый, в возрасте 20 лет решил одну из фундаментальных проблем математической теории функций, став самым молодым в СССР доктором физико-математических наук
СТАНДАРТ ВУНДЕРКИНДА
Он стал законодателем моды целого поколения, во многом благодаря ему армянские физики третьей четверти двадцатого века одержали верх над лириками. Основанный им в Ереване НИИ математических машин - инициатива Никиты Хрущева - был одним из залогов советской конкурентоспособности и гарантом программного обеспечения проектов стратегического блока «Варшавского договора». И даже в период разработки последнего советского проекта - высадки на Луну - его программное обеспечение опять-таки гарантировалось Арменией. К концу 1970-х годов общая численность составляющих инфраструктуру вычислительных технологий 100 тысяч человек в маленькой республике в пропорциональном отношении являла собой беспрецедентный показатель. Собственно, он сам был явлением беспрецедентным.
Мстислав Келдыш всецело находился во власти совершенно непонятного ощущения: вот уже на протяжении многих месяцев он независимо от себя вынужден жертвовать своим вечерним досугом, чтобы вновь и вновь встретиться и побеседовать с этим удивительным молодым человеком. 20-летнего аспиранта из Еревана он сам приглашает к себе домой, несмотря даже на столь естественный протест любимой супруги; она желает хотя бы один из вечеров посвятить посещению театра. Тщетно. Ее великий математик действительно находится во власти неизвестного доселе чувства и не в состоянии побороть стремление побеседовать с аспирантом. Вероятно, именно так способен привлекать к себе внимание гений. По крайней мере, будущий президент Академии наук СССР, ученый с мировым именем Мстислав Келдыш не сомневается в гениальной одаренности своего подопечного. И он, безусловно, прав: уже в возрасте 20 лет аспирант Сергей Мергелян решил одну из фундаментальных проблем математической теории функций, а через год стал самым молодым в Советском Союзе доктором физико-математических наук, в возрасте 24 лет (!) - членом-корреспондентом АН СССР и лауреатом Государственной премии СССР. Тогда она еще называлась Сталинской.
В середине XX столетия фамилия математика заняла свое прочное место в ряду наиболее известных представителей точных наук в истории человечества: почтеннейшая публика из пропущенного четой Келдыш театрального спектакля не обделяла вниманием и столь «характерный для гениев» факт его отставания по математике в средней школе. Между прочим, слух вполне достоверный: об этом спокойно говорит он сам, причем без малейшего намека на кокетство: природа не поскупилась на Сергея Мергеляна - у него выразительная внешность, прекрасный голос, тонкий ум, но он не актер. Кстати, о театре: Брехт как-то скажет: «Ученик, для которого равенство «дважды два - четыре» есть нечто само собой разумеющееся, уже никогда не станет великим математиком». В начальной школе будущий великий математик, видимо, занимался именно этой дилеммой.
Впрочем, не только разгадкой «ребуса Бертольда» приходилось заниматься Мергеляну в детстве: во второй четверти сумасшедшего века фамилия будущего математика занимала свое прочное место в арифметическом ряду «неблагонадежных элементов», возрастающее в геометрической прогрессии количество коих являло собой математическую функцию, обратно пропорциональную качеству следственных и переправляющих народ в Сибирь органов. «Нэпман» Никита Мергелов будет арестован в 1936 году, в Ельце у него фабрика по производству бумаги - именно на эту белую бумагу и ляжет черный акт. В Нарымском фильтрационном лагере семилетний мальчик научится считать: он разоблачит Брехта - дважды два в любом случае четыре. Особенно, когда приставят к стенке.
Мстислав Келдыш всецело находился во власти непривычного ощущения: кажется, аспирант на пороге выдающегося открытия, над которым когда-то безуспешно работал он сам. Теории приближения сформулировал еще в середине 1880-х годов выдающийся немецкий математик Карл Вейерштрасс, доказавший наличие последовательности алгебраических полипомов, определенных на отрезке любой непрерывной функции, равномерно к ней сходящихся, с заданной степенью точности. Но математик доказал теорему только для отрезка, а не произвольного множества; вопрос долго занимал самого Мстислава Всеволодовича, как, впрочем, и другие великие умы - К.Рунге, Д.Уолша, Э.Бореля, В.Смирнова. Тщетно! 20-летний Сергей Мергелян вывел собственную теорему, которая и дала исчерпывающий ответ на вопрос семидесятилетней давности. Это наверняка похлеще спектаклей Брехта!
Впрочем, театр займет свое место в жизни гениального математика: самому провидению было угодно ниспослать ему начинающую актрису Лидию Кулакову, уже приглашенную самим Царевым в Малый театр. Женщина, перед которой открывались многообещающие перспективы, оставит сцену во имя семейного счастья - она никогда не упрекнет в этом супруга.
Лидер Советского государства Никита Хрущев долгое время пребывал в явном смятении: Америка его не только поразила, но и сразила наповал. Конкретные успехи капитализма шокировали нового руководителя куда в большей степени, нежели абстрактные картины безработных художников. Отставание страны Советов от своего главного оппонента было полным и безоговорочным, так обычно капитулируют. Но Никита Сергеевич не собирался этого делать: подписал указ о развитии в СССР программ вычислительных технологий. С центром, разумеется, в Ереване - по месту жительства и деятельности Сергея Мергеляна.
В 15 лет он окончил школу, в 19 - университет, а в 20, защищая кандидатскую диссертацию, получил за нее сразу докторскую степень. В 28 лет Сергей Мергелян стал академиком. Доказанная им теорема об аппроксимации функций многочленами признана классической и является обязательной для изучения студентами, проходящими курс Теории функций.
Семья Мергеловых - благо отца скоро отпустили - была эвакуирована в Ереван из Керчи в 1941 году. К этому времени мальчик имел весьма слабое представление об исторической родине, которую ему скоро придется прославить. «Патриотизм - это знание и любовь культуры своего народа, ощущение неразрывного, органического своего единства с ней. Это все!» - формула национального достоинства, выведенная самим математиком. Он цитирует Чаренца и поет армянские народные песни. В восемнадцатилетнем возрасте он получает диплом физико-математического факультета Ереванского университета и с ним отправляется в Москву, уже с арменизированным окончанием своей фамилии.
В течение своей научной жизни Сергей Мергелян нашел разгадки многих неразрешимых задач. Видимо, кроме одной -формулы человеческой зависти и интриганства, обычной для свиты гениев. Впрочем, народ Армении своих вундеркиндов давно уже именует не иначе, как в его честь. Ни Ньютоном, ни Эйнштейном, а именно Мергеляном.
Умер Сергей Никитович Мергелян в США 20 августа, 2008