Армянский информационный портал

19.03.2010 - Эдуард Казарян (родился в 1923 году)

Эдуард Казарян – величайший механик, создатель микроскопических инструментов, движущихся фигур и картин, не имеющих аналогов в мире

МОЛЕКУЛА ИСКУССТВ

КазарянВо времена багровой инквизиции и канонизированного творчества он, видимо, первым взошел бы на костер; предлагаемый им альтернативный масштаб в искусстве не только противоречит обозначенным догмам, но и вполне реально указывает на наличие некой силы в процессе изготовления конечного продукта: без дьявола здесь определенно не обошлось! Право же, как прикажете понимать появление самодостаточного шедевра на половине рисового зерна, на человеческом волосе или сотой части сахарной крупинки? Колдун он и есть колдун.

Между прочим, могло быть и иначе: находись его «Караван верблюдов» (в ушке иглы, из драгоценных камней) или «Сахарная икона» (лик Спасителя на сотой части мельчайшего сахарного кристаллика) где-нибудь в Иерусалиме - за обладание этими божественными реликвиями Ватикан инициировал бы еще не один крестовый поход. Впрочем, почему только в Иерусалиме? В средневековой Европе христианская Армения считалась одним из «святых мест», обязательное посещение которой являлось составной частью «программы пребывания» пилигримов на сказочном Востоке. В «Видении о Петре-пахаре» английского поэта Уильяма Ленгленда искатели «царства Правды» повстречали «одетого сарацином, как одеваются пилигримы», человека:

Откуда ты? - они его спросили.
Я на Синае был, - он им в ответ, -
Я также посетил и гроб господень,
И Вифлеем, и дальний Вавилон,
Я был в Армении, в Александрии,
О чем вам знаки эти говорят.
И в дождь, и в зной я шел к святыням дальним,
Ища в своей душе небесных благ.


Основателя школы живой микроминиатюры Эдуарда Казаряна американцы называют «мистером восьмое чудо света». Это прозвище он получил в 1977 году в Лос-Анджелесе, где проходила советская выставка - тысячи посетителей армянского павильона «Мир чудес» были шокированы не меньше, чем в свое время могли бы подивиться столь «очевидному и невероятному» явлению человеческой (ли?) природы инквизиторы. Впрочем, созданный мастером механизм творчества едва ли можно назвать школой, ибо на сегодняшний день нет в мире человека, способного конкурировать с художником. Рукотворные чудеса Эдуарда Казаряна воистину сказочны; русские его называют Левшой, подковавшим блоху. Между прочим, о «Венере Милосской» - из золота толщиной в человеческий волос - вполне мог поведать и Александр Пушкин в «Сказке о царе Салтане»: «Мы объехали весь свет; за морем житье не худо, в свете ж вот какое чудо: волос золотой лежит, статуя на нем стоит - сплошь эллинская манера, настоящая Венера».

Большое видится на расстоянии... десяти сантиметров и непременно через микроскоп; автопортрет на срезе рисового зерна, выгравированная на конском волосе молитва «Отче наш», букет роз на лепестках из рыбьей чешуи. Вероятно, еще ни один искусствовед так глубоко не проникал в мельчайшие детали творчества, «молекулярное изображение» - это уже не только наука, но и искусство; Эдуард Казарян исследует под микроскопом атомы первородного искусства. Более того, он приводит их в движение: совершенно непонятным образом у фигур начинают двигаться голова, руки при полной неподвижности остальной части тела. Такой является композиция, посвященная 1700-летию принятия христианства в Армении: над головами стоящих с воздетыми кверху руками армянского царя Трдата и Католикоса всех армян Григория Просветителя небесная фигура Иисуса Христа, который движением головы и рук повелевает двум ангелам опустить, а затем поднять лампаду.

Выражающий абсолютную сосредоточенность его строгий, аскетичный взгляд выдает в нем уединившегося в своей мастерской средневекового отшельника; он весьма походит на великих мастеров скрипичных дел эпохи Гварнери, Амати и Страдивари. Начинивший средневековую миниатюру третьей космической скоростью, обеспечившей ей невиданную высоту полета, Эдуард Казарян действительно мастер на манер великих итальянцев: с 13 лет упорно занимался скрипичным мастерством, в 16 стал заместителем концертмейстера Армянс-
кого оперного симфонического оркестра, в 20 лет - известным мастером, возродил и вернул в мир большой музыки знаменитую виолу Баха, которая более 270 лет «молчала»; устранив ошибки мастера виолы времен Баха, он опять сделал ее играющим инструментом. Эдуард Казарян создал единственный в своем роде квартет уникальных инструментов «Двин» - по названию одной из средневековых столиц Армении - струнный орган которого не имеет аналога. Кстати, еще в юном возрасте Казарян создал скрипку длиной всего 14 миллиметров, весом в полграмма, а спустя некоторое время изготовил точную копию инструмента Антонио Страдивари: миниатюрная скрипка имеет длину четверть миллиметра и весит 0,003 грамма. Сотворенный мастером знаменитый автомат мира - так охарактеризовал его Дмитрий Лихачев - сделан из высококачественных пород дерева, на которых помещены сорок миниатюрных инструментов разных народов мира. Иные полагают, что живи Эдуард Казарян в эпоху просвещенного абсолютизма, первые чудеса романовских безделушек вылуплялись бы не из яиц Фаберже.


«Караван верблюдов», сделанный из драгоценных камней и размещенный в ушке иглы, «Венера Милосская» из золота толщиной в человеческий волос, «Сахарная Икона» (лик Христа на сотой части сахарной крупинки) - все эти микроминиатюры Эдуарда Казаряна занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Некоторые из его работ и вовсе невозможно увидеть - разве что под микроскопом в 5-тысячным увеличением. «Непревзойденным микроминиатюристом» назвала его мировая пресса. В этом эпитете нет ни капли преувеличения - ни один человек в мире не в состоянии повторить его творения.

Впрочем, у Мастера на сей счет есть собственное мнение: «Порой мне действительно кажется, что я родился не в то время. Ибо все больше интересует меня уже не будущее, а прошлое. Прошлое, в первую очередь, национальное; это как зов предков. Их уклад не предполагал ничего лишнего. Никаких ненужных предметов, заполоняющих пространство - маленькая форма и большое содержание. Каждое дерево, каждый цветок и каждый народ имеют свои корни. И все мы прорастаем из корней; как я из своего генеалогического, посаженного в Эдеме». Утверждение смелое, но не лишенное оснований: ученые средневековой Европы именно в Армении локализовали «Райский сад», «Легенда о докторе Фаусте» отнюдь не лишнее тому подтверждение. Несколько позднее Томас Манн в «Иосифе и его братьях» напишет: «Юный Иосиф только улыбался, когда жители пустыни из Сирии объявляли раем большой оазис Дамаск... Не пожимал он из вежливости плечами, но внутренне пожимал ими, и тогда когда жители Мицраима заявляли, что сад этот находится, само собой разумеется, в Египте, ибо середина и пуп вселенной - Египет. Курчавобородые синеарцы тоже считали, что Вавилон это священная середина вселенной... Дошедшее до нас описание рая в одном отношении точно... и признав эту пальму первенства за Арменией, мы всего-навсего сделаем шаг к следующей правде».
Опубликовано на сайте: http://www.newarmenia.net
Прямая ссылка: http://www.newarmenia.net/index.php?name=Pages&op=view&id=325