Спроси у любого армянина: откуда начинается Ереван, и он, не колеблясь, укажет на гору Арарат и скажет: вот оттуда.
Каждое утро, когда ереванец открывает дверь своего дома, взгляд его останавливается на величественном Арарате. С тоской и надеждой он приветствует родной Арарат, скользя взором по цветущим склонами белоснежным вершинам. В южном конце эдемской Араратской долины возвышается седовласый Арарат - венец и старейшина Армянского нагорья, который с библейской торжественностью тысячелетиями сторожит страну Армению и с утренними лучами величественно приветствует жителейн гостей чудесной долины. Геологи утверждают, что его большой вершине 3,5 миллиона лет, а малой150-200 тысяч. Высота пepвой - 5165 м, а второй 3925 м.
На северо-западе Еревана находится четырехглавый Арагац - самая высокая гора на территории Армении (4090 м). С любовью относится к ней народ, слагает о ней стихи и песни. И. все же Арарат - это частица всего, что связано с Арменией и армянским народом, он присутствует в его памяти и истории, в его вечных скитаниях.
В Ереване есть множество возвышенностей, откуда, как на ладони, можно увидеть панораму города и Араратскую долину.
На одном из курганов шоссе Гарни-Гехард в честь великого армянского поэта Егише Чаренца воздвигнута из туфа памятная арка, являющаяся прекрасным обзорным пунктом. Смотришь вдаль и видишь, как вдруг сквозь радугообразную арку в небо устремляется грандиозный двуглавый орел Армении – гора Арарат. Величественная картина. Земля раскинута перед глазами, а панорама волнообразно уходит вдаль. Отсюда ясно видно, как далеко простирались границы Армянского нагорья, в недавнем прошлом нашей древней исторической родины, центром которой всегда был массив горы Арарат. Это была огромная горная страна, около четырехсот тысяч квадратных километров, считая и этот уголок в тридцать тысяч квадратных километров. Отсюда ясно видна наша полоненная Родина, разграбленные и разрушенные храмы, дворцы с колоннами, соборы и церкви.
С высоты просматривается широкая и длинная дорога, созданная всесильной природой, чтобы приходили и проходили по ней народы, нации. Так было со дня сотворения мира.
Итак, восхищенный, смотришь в сторону Арарата. Горная цепь уходит далеко, далеко, туда, где когда-то билось сердце Великого Айка, с озером Ван, городами Карс, Ван, Ани...
Всматриваясь в белоснежные вершины Масисов, каждый армянин мысленно слышит «Крунк» - самую красивую и самую грустную песню - песню скитаний. Слышит нежный и ласковый зов дудука: «Дэлэ яман",». И музыка, как святая молитва, как древнее благословение, волнами плывет далеко-далеко.
Вековое персидское и турецкое иго поставило армянский народ перед угрозой физического уничтожения. 1827 год стал переломным, решающим как для Восточной Армении, так и для Еревана. Еще столетием раньше единственную надежду освободиться от турецкого и иранского ига лучшие и передовые сыны армянского народа связывали с Россией. В дальнейшем именно Россия спасла восточную часть Армении, которая вошла в ее состав. Восточная часть Армении получила возможность общаться с русской передовой культурой, с ее социальной структурой и внести свою духовную и физическую лепту в жизнь России, вместе бороться за создание нapoдной власти. К несчастью, такой возможности не имела 3ападная Армения, жители которой в апреле 1915 года подверглись геноциду со стороны реакционного правительoства Турции. Ныне Армения стала цветущей республикой. Сегодня Ереван - сердце армянского народа, залог его могущества. Здесь - якорь его государственности, центр мысли и культуры: государственный университет и более десяти высших учебных заведений, Академия наук, знаменитая сокровищница армянской истории и его летописи - Матенадаран, театры и музеи; здесь производится значительная часть промышленной продукции республики.
Сегодня ереванец может и не заметить, сколько раз за день взор его устремляется к Арарату, сколько раз мысленно или в голос называет он такие имена, как Арин-Берд, Эребуни, Аракс, Ван, Муш, Киликия, Тигран, Вардан, Айк, сколько раз склоняет имена Нарекаци, Туманяна, Абовяна, Чаренца, сколько раз восхищается красками Сарьяна, бессмертной музыкой Комитаса и Хачатуряна...
В Италии ученые подсчитали, в течение дня сколькораз произносятся имена Микеланджело и Леонардо... Результаты были ошеломляющие: цифры дошли дофантастических размеров. Так и у нас.
Ереван не начинается и не кончается квадратными километрами, не ограничивается статистическими данными, он проникает в любойуголок земли, где бьется сердце армянина.
Наш сегодняшний Ереван возрастом старше Рима, соперничающий с Вавилоном и Византией, открывший первым в мире врата христианству, видевший столько бедствий и напастей, скольконе суждено было видеть ни одному другому городу,и сегодня живет и созидает, неизменно сохраняя благородство духа и непоказное гостеприимство.
Мы справедливо гордимся нашим солнечным городом. Да, солнце-составная часть Еревана, как розовый туф, аэропорт «3вартноц», стадион «Раздан», Цицернакаберд и Концертно-спортивный комплекс, Маштоц и Арарат...