311 градусов. Всего-то. Образно говоря, 33 квадратных градуса на карте мира. Вся территория современной Армении. Конечно, не то, что раньше, но что имеем… Не храним? Не знаю… Но имеем! И это главное. Ведь мы - одна из немногих библейских наций, которая имеет до сих пор свое государство. Да и большинство армян живет не в Армении. Живем и страдаем вдали от родины. И, как ни громко будет сказано, в сердце каждого из нас живет маленький кусочек Еревана. Даже если этот человек ни разу у себя на родине и не был.
Это то место, где ты всегда окажешься дома и всегда будешь родным. Где будешь щуриться от количества темных макушек в аэропорту и открывать рот, впервые увидев площадь Республики. Будешь с трудом привыкать к давно забытой практической речи и удивляться безопасности, витающей в воздухе. Будешь удивляться ценам в ресторанах и таланту художников на Вернисаже. Потрясающим пейзажам и девичьей красоте. Будешь зарекаться, что никогда не поедешь в Турцию. Разве что на танке…
И многое после этого поймешь… Поймешь, что те, кто прожил те зимы без света, тепла, газа и воды должны понимать друг друга без слов. Те зимы, те аккумуляторы, которые приносили папы, чтобы провести свет в квартире. Те мысли о возвращении, которые витают в их умах до сих пор. Те дети, которые не должны были видеть, как срубают парки, чтобы были дрова для печей в квартирах. Те 33 квадратных градуса, которые мы запомнили удаляющимися в иллюминаторе. Все то, что, надеюсь, не увидят наши дети. И может быть вы не поймете, о чем я сейчас говорю, потому что даже я, мое поколение не так прочувствовало это время. Но есть еще наши родители, и их родители, и именно в этих людях что-то вздрагивает, когда они слышат окончание «ян» в новостях. Хая! – делятся они радостным открытием об очередной знаменитости. Даже если слышат это окончание в криминальной хронике…
А пока… пока мы живем и радуемся тому, что есть. Что учимся в престижных ВУЗах, ездим на иномарках по хорошим дорогам, путешествуем по Европе и иногда за те же деньги выбираем отдых в Армении. Стоим в Араратской долине, и как будто протянем руки – и вот она, наша гора и получаем sms «Вы подключились к турецкой мобильной сети». Так близко и так далеко.