В начале XX века определенных успехов достигла научная мысль. Исследования велись преимущественно в области арменоведения—изучения истории, языка и культуры армянского народа. На этот период приходится начало деятельности целой плеяды ученых-арменоведов, заложивших своими трудами основы современного арменоведения. Это крупные языковеды Степан Малхасянц (1857—1947), Рачья Ачарян (1876—1953), крупнейший знаток истории древнеармян-ской литературы Манук Абегян (1865—1944), талантливый историк и публицист Лео (Аракел Бабаханян, 1860—1932), крупные историки Никогайос Адонц (1871—1942) и Акоп Манандян (1873—1952), этнограф и археолог Ерванд Лала-ян (1864—1931). В 1910-х годах было предпринято изучение археологических памятников Армении, в частности древней столицы—Ани, а также урартских памятников в районе Вана. Этими работами руководил крупнейший ученый-кавказовед, лингвист и археолог Николай Яковлевич Марр (1864— 1934). На этом же поприще совершал свои первые шаги молодой ученый-востоковед Иосиф Орбели.
Армянская литература предреволюционных десятилетий представлена, прежде всего, такими знаменитыми поэтами, как Иоаюнес Иоанниеян (1864—1929), Ованес Туманян (1869—1923) и Аветик Исаакян (1875—1957). Это, по выражению Валерия Брюсова, «светлое трехзвездие» поэтов оказало громадное воздействие на развитие всей армянской литературы. Глубоко национальный поэт, выразитель самых сокровенных чаяний своего народа, пламенный поборник дружбы народов, Ованес Туманян своим творчеством поднял на новую ступень многовековую армянскую поэзию. Написанные им многочисленные поэмы, легенды, баллады и стихотворения, истоки которых уходят в богатейший армянский
-фольклор, горячо любимы народом и снискали поэту всеобщее признание.
Творчество другого великого армянского поэта—Аветика Исаакяна—по глубине художественного обобщения и мастерству выходит далеко за рамки национальной литературы. Недаром В. Брюсов, высоко оценивая произведения Аветика Исаакяна, в частности его замечательную поэму «Абул-Ала-Маари», писал в 1916 г.: «Здесь Исаакян выступает как один из европейских поэтов, ставя себе те же или сходные задачи, разрешить которые стремятся и лирики других народов—французские, немецкие, русские... По этим стихам можно судить, какого большого мастера имеет армянская литература в лице Исаакяна». Начав свой творческий путь в самом конце XIX века, Аветик Исаакян плодотворно трудился и в последующие десятилетия, внес свой неоценимый вклад в развитие армянской поэзии.
Армянская поэзия начала XX века представлена также такими выдающимися поэтами, как Ваан Терян (1885—1920), Сиаманто (1887—1915), Даниел Варужан (1884—1915), Александр Цатурян (1865—1917), Акоп Акопян (1866—1937) и другие. Творческий путь Сиаманто и Варужана оборвался во время геноцида армян в Турции в 1915 г., жертвами которого они стали. Одному из самых нежных лириков армянской поэзии—Ваану Теряну было суждено увидеть победу социалистической революции, делу которой он отдал всю свою жизнь. Поэт Акоп Акопян явился одним из родоначальников армянской пролетарской поэзии; его стихотворения пользовались большой популярностью в рабочей среде и публиковались в армянской социал-демократической печати.
В начале XX века армянская художественная литература обогатилась новыми произведениями крупных писателей-прозаиков—Александра Ширванзаде, Вртанеса Папазя-на, Мурацана, Григора Зограба, Нар-Доса и других. Особое место занимает, в частности, реалистическое творчество известного романиста и драматурга Ширванзаде (Александра Мовсесяна, 1858—1935). Армянская литература первых десятилетий XX века отличалась большим разнообразием художественных жанров, стилей и красок.
К этому же периоду относится формирование армянской марксистской литературной критики и публицистики, основоположниками которой явились Степан Шаумян и Сурен Спандарян.
Новая ступень обозначилась в развитии армянской музыки. Этот этап связан прежде всего с творчеством великого армянского композитора Комитаса (1869—1935). Черпая из неисссякаемого источника народной музыки, используя достижения мировой музыкальной культуры, Комитас создал армянскую национальную композиторскую школу, вывел армянскую музыку на мировую арену, во многом предопределил ее развитие в дальнейшем. В своем творчестве композитор выразил чаяния и думы, чувства и устремления армянского трудового народа, создал произведения непреходящей ценности, являющиеся высшим проявлением творческого духа народа.
В этот же период началось творчество другого великого армянского композитора Александра Спендиаряна (Спендиарова, 1871—1928). Как композитор он сформировался в русской музыкальной среде, в своем творчестве усвоил богатые традиции армянской музыки и опыт передовой реалистической русской музыки. По определению видного русского композитора А. Глазунова, творчество Спендиаряна является воплощением духовного родства музыкальных школ армянского и русского народов. А. Спендиарян создал большое число музыкальных произведений разной формы, оказал большое воздействие на развитие музыкального искусства родной Армении.
В 1912 г. в Александрополе силами любительской труппы была поставлена опера «Ануш» известного композитора Армена Тиграняна (1879—1950). С тех пор это замечательное произведение оперного искусства не сходит с подмостков армянской музыкальной сцены.
Крупных мастеров сцены выдвинуло армянское театральное искусство. Хотя в Армении еще не было постоянного театра, однако в ряде городов—Тифлисе, Константинополе, Александрополе и других—выступали театральные труппы, которые имели в своем репертуаре пьесы как армянских, так и русских и европейских авторов. Большой и заслуженной популярностью пользовались замечательный актер Ованес Абелян (1865—1936), великая актриса Сирануйш (1857— 1932).
Значительных успехов достигло армянское изобразительное искусство. Оно представлено такими видными живописцами, как Степан Агаджанян (1863—1940), Панос Терлеме-зян (1868—1941), Егише Татевосян (1870—1936). В этот же период начал творить выдающийся армянский художяик Мартирос Сарьян; в 1910—1911 годах, в частности, им создан замечательные «константинопольский» ,и «египетский» циклы картин.
В начале XX века упрочилась связь армянской культуры с культурой русского народа. Среди прогрессивных деятелей русской культуры пробудился большой интерес к духовной жизни армянского народа. Великий русский писатель Максим Горький, выдающийся поэт Валерий Брюсов, талантливый литературовед и переводчик Юрий Веселовский сыграли большую роль в ознакомлении русского общества с культурой и литературой армянского народа. Переводами стихов армянских поэтов занимались такие известные русские поэты, как Брюсов, Блок, Бальмонт и другие. В свою очередь, переводы произведений русских писателей на армянский язык занимали важное место в творчестве Иоаннисяна, Туманяна, Исаакяна, Теряна, Цатуряна и многих других. Тесные взаимоотношения установились и в остальных областях искусства.
В начале XX века еще более обогатились демократические традиции и прогрессивное содержание армянской культуры. В этом большую роль сыграла богатейшая демократическая культура русского народа.