Статья Арис Казиняна
Если речь идет только о признании и международном осуждении армянской резни начала прошлого века, то это просто опасно; причем не только в плане возможного (в обозримой перспективе) сценария развития политических событий, но и в аспекте несоответствия данного запроса характеру и последствиям постигшей нацию беды. Сам факт международной трактовки событий именно как Геноцида армян далеко не в полной мере адекватен масштабу катастрофы. Аномалия состоит в несоответствии между обозначенными в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него пятью положениями и сутью происшедшего.
Справка
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него была принята и предложена для ратификации или присоединения резолюцией 260А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года. Вступила в силу 12 января 1961 года.
В КОНВЕНЦИИ ПОД ГЕНОЦИДОМ ПОНИМАЮТСЯ следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: а) убийство членов такой группы; б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Необходим центр Очевидно, что обозначенные конвенцией положения в большей степени соответствуют вектору осуществлявшейся руководством советского Азербайджана политики в отношении автохтонного армянского населения Арцаха и Нахичевана.
СПЕЦИАЛЬНЫМ ПУНКТОМ НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ резню армян в Сумгаите, Баку, Кировабаде, Шамхоре и других городах Азербайджанской ССР, в связи с чем и следует создать отдельный исследовательский институт. Проводимая властями Азербайджана политика геноцида в отношении армянского народа, практически не исследована и не систематизирована. Предполагаемый институт должен иметь соответствующие отделы, каждый из которых будет специализироваться на изучении того или иного вопроса ("Сумгаит", "Баку", "Нахичеван", "Арцах", "Геноцид в отношении других народов в Азербайджане" и т. д.) и обеспечивать необходимым политическим продуктом армянскую дипломатию. Отсутствие к настоящему моменту подобного исследовательского центра является упущением армянской государственности. Только на базе наличия необходимого продукта и возможно использование других статей конвенции, связанных с привлечением виновных (в преступлениях против человечности) к международному суду. В противном случае пункты документа практически не соприкасаются с национальной историей, что уже абсурдно.
С ориентиром на родину
Сказанное вовсе не означает, что события начала двадцатого века в Турции не воспринимаются как Геноцид армян. Вопрос в том, что положения конвенции не в полной мере отражают масштабность беды армянского народа.
И ЭТО НЕУДИВИТЕЛЬНО: сам документ был принят под впечатлением массовых гонений на евреев в национал-социалистической Германии, и именно поэтому обозначенные положения максимально адаптированы к характеру и формам трагедии еврейского народа. Между тем существует принципиальная этнополитическая разница между Холокостом и Арменоцидом. Армянская резня была запланирована и осуществлена именно на исторической родине армянского народа, причем в результате этой политики нация лишилась не только большей своей части (в том числе отдельным этапом - элитной), но и самой родины. Это очень важный аспект проблемы обуславливающий, между прочим, полную обоснованность характеристики армянской резни как Арменоцида. Именно поэтому особенно важно, чтобы официальный курс РА по международному признанию известных событий не ограничивался только его классификацией и осуждением как "Геноцида", но и сопровождался непременным подписанием особого документа, не только допускающего расселение армян на своей исторической родине, но и призывающего Турцию официально содействовать процессу репатриации. Иными словами, Геноцид армянского народа должен быть представлен международному сообществу в качестве специального положения, закрепляющего "право наций на утраченную вследствие Геноцида родину". В следующем материале мы постараемся обосновать данное предложение.
Арис КАЗИНЯН