Когда был создан дудук, на счет этого сколько специалистов, столько и мнений. Одни доказывают, что аж в VIII веке до Рождества Христова, другие - что на семьсот лет позже, в правление царя Тиграна II. Негромкий голос этого инструмента сопровождает почти всякое армянское застолье - неважно по веселому или грустному поводу собрались люди. В последнее время мы все чаще слышим дудук в кино, по радио и телевидению.
В Армении дудук - инструмент очень популярный. Искусство игры на нем живет и развивается. Однако всемирно известным дудукистом стал лишь Дживан Гаспарян. Он начал играть на этом инструменте в возрасте 6 лет. Об игре маэстро Гаспаряна ходят легенды. Сколько в них правды, а сколько вымысла? Об этом мы решили расспросить самого музыканта. Его гастрольный график расписан на месяцы вперед. Но, к счастью, тогда он был в Ереване. Как-то Гаспарян давал концерт в городе Фрезно в США. В зале, естественно, было много армян. В конце выступления старик, потерявший во время резни 1915 г. родителей, попросил исполнить для него старую мелодию. Дживан Гаспарян: 'Я играл. Смотрю, его нет уже. Он скончался. Газеты назвали меня дудукист-убийца. Уильям Сароян говорил: 'Это счастливая смерть. Я тоже хотел бы так умереть'.
Первым учителем Дживана Гаспаряна был знаменитый тапер-дудукист Маркар Маркарян. Его знал весь Ереван - Маркарян игрой на дудуке сопровождал немые фильмы, шедшие в главном кинотеатре города. Дживан учился играть на слух, без всяких нот. Талантливого мальчика заметили. В 47 году с большой группой армянских артистов он ездил в Москву и играл в Большом театре в присутствии самого Сталина. Вождь подарил дудукисту часы, которые, правда, потом пришлось продать - времена были трудные. Молодого виртуоза взяли в ансамбль народных инструментов, с которым будущий народный артист объездил весь Союз. В начале перестройки Гаспарян оказался в Лондоне, где познакомился с Питером Габриэлом, знаменитым музыкантом и продюсером. Сотрудничество с ним оказалось чрезвычайно плодотворным: дудук Гаспаряна звучал в лучших концертных залах мира. Дживан работал с Лайанелом Ричи, Андреасом Фолленвайдером, записал музыку к 18 фильмам, в том числе к знаменитому 'Гладиатору'. В прошлом году дядя Дживан, так музыканта называют в Армении, был награжден престижной европейской премией Уомекс за вклад в популяризацию этнической музыки. Гаспаряну 75, он побывал с гастролями во многих странах мира. Частый и всегда желанный гость он и в России.
Все свои инструменты дядя Дживан заказывает у Овсепа Григоряна. Это известный в Армении мастер. Сын Артур работает с отцом - тоже делает дудуки. Гаспарян просит обязательно показывать ему заготовки. Артур принес несколько. Из них дядя Дживан выберет лучшую. У маэстро в коллекции около сотни дудуков. Гаспарян: 'Они разные. Любой дудук, как человек. Имеешь пять сыновей - они все разные люди. И так вот эти дудуки. Один человек делал, но звучит разный звук, тембр другой'.
Специально для оркестра дядя Дживан заказал Ховсепу Григоряну инструмент, каких раньше не делали, - басс-дудук. Он длиннее обычного, имеет клапаны и звучит на октаву ниже. Осип: 'Раньше все я делал. А сейчас не могу. На станке я не могу работать. Голова кружится, а потом дыхания нет'. Теперь на станке работает Артур. Дедушка Осип занимается только мундштуками. Воздух, проходя через мундштук, заставляет колебаться две соединенные тростниковые пластины. Они-то и издают бархатный, дрожащий звук, который отличает этот инструмент от всех других.
Никому пока не может доверить дедушка Осип еще одну операцию: выбор древесины для заготовок. Дудук мастерят только из абрикосового дерева. И, видимо, не случайно. На латыни абрикос - 'фруктус арменика', армянский фрукт. Историк V века Мовсес Хоренаци называл этот удивительный инструмент циранапохом, душой абрикосового дерева. Процесс сушки занимает полтора года. На токарном станке заготовке придают цилиндрическую форму и сверлят в ней отверстие. Артур Григорян, мастер: "Когда все готово я делаю строй. Чтобы ноты все правильно звучали". Остается начисто обработать сквозное отверстие и сверить звук новорожденного дудука с камертоном. На готовый инструмент мастер - по-армянски варпет - ставит свое клеймо. Такой дудук стоит долларов 20. Часто к Овсепянам приходят юные музыканты, у которых нет денег, чтобы купить инструмент. Артур: 'Ребенок хочет учиться. А денег нет. Какой я мастер. Я подарок… обязательно'.
Класс дудукистов существует в Ереванской консерватории уже лет 20. Доцент Геворг Дабагян когда-то сам его закончил. Дабагян известен в Армении, пожалуй, не меньше, чем Дживан Гаспарян. Геворг записал несколько дисков и саундтрек к фильму Атома Эгояна 'Арарат'. Его смотрела вся республика. В ленте рассказывается о геноциде, который пережил армянский народ в 1915 году. Вместе с преподавателем студенты дают концерты, делают записи на радио, выступают по местному телевидению - одним словом, пропагандируют любимый инструмент везде, где только возможно.
В любом оркестре дудукистов есть 'дамджаш' - музыкант, который извлекает из инструмента 'дам', непрерывный звук, на фоне которого развивается мелодия. Но дудук - это не только протяжные, задумчивые мотивы. На нем исполняют и зажигательную танцевальную музыку. Ритм задает дхол, двусторонний барабан. Дабагян: 'Чтобы стать хорошим дудукистом, нужно быть армянином. Дудук мужской инструмент. Но иногда бывают исключения. Редко, но бывают'. Консерваторский класс дудукистов пополняют выпускники музыкальных училищ и школ. В одном только Ереване их около 20. И почти в каждой есть отделение народных инструментов. Школа имени композитора и дирижера Константина Сараджаева - одна из лучших в городе. Недавно она отметила пятидесятилетие. Армине Погосян, директор школы: 'Сейчас у нас учится около 600 учеников. - А кого больше мальчиков или девочек? - Конечно, девочек. Мальчиков мало'.
Здесь знали о нашем приезде заранее, поэтому подготовили небольшой концерт, что явилось для нас полной неожиданностью. Артем Мартиросян собирается продолжить музыкальное образование. Он мечтает стать таким же знаменитым, как Дживан Гаспарян. Артем - лауреат двух республиканских конкурсов. Администрация школы освободила талантливого воспитанника от платы за учебу. Группу юных дудукистов готовит педагог и композитор Гарник Багдасарян. Музыкальное образование он получил в Ленинградской консерватории по классу кларнета. Помимо дудука его воспитанники учатся играть на зурне, волынке, свирели. Даже имея дипломом консерватории, музыканту трудно найти хорошее место. Работа на свадьбах и похоронах молодых профессионалов не слишком привлекает. Но теперь, когда благодаря Дживану Гаспаряну дудук стал в мире популярен, перед дудукистами открылись новые возможности. Скоро рядом с домом дяди Дживана заработает специализированная школа его имени по обучению игре на дудуке. Без сомнения, все места в ней будут заняты. Дудук в Армении любят.