Отдавая дань уважения древней истории, советуем свое знакомство с Ереваном начать с холма, на котором высятся реконструированные археологами руины крепости-города Эребуни.
Они расположены в юго-восточной части города, между районами Нор-Ареш и Вардашен. Археологические шурфы и пробные раскопы показали, что на этой территории около 100 гектаров древнейших городских построек покрыты толстым слоем наносного грунта. Почти в центре этого города возвышается холм Арин-берд с монументальными постройками цитадели. Удачное стратегическое положение цитадели на этом холме позволяло хорошо просматривать Араратскую долину и дороги, ведущие к Эребуни на его ближних и дальних подступах.
Большинство построек цитадели были сооружены из сырцового кирпича. Рука времени, разрушившая их, покрыла весь холм - от вершины до подножья - красноватой кирпичной пылью.
Мощные крепостные стены, в некоторых местах идущие в три ряда, образуя уступы на косогорах, окружали цитадель. Местами сохронившаяся высота стен позволяет предположить, что в ту далекую эпоху они достигали 12 метров. Их цокольные ряды, выложенные из камня - базальта и туфа, несли кладку из кирпича на глиняном растворе. Линии стен на всем их протяжении равномерно расчленены контрфорсами. У их подножья устроена, местами сохранившаяся, вымостка, по которой охрана обходила цитадель.
Крепость-город Эребуни лишь одна из крепостей государства Урарту-Аргиштихинили (Армавирский холм), Тейшебаини (Кармир-Блур), а также тех, на месте которых впоследствии возникли современные нам города Арагац, Эчимиадзин и другие. Современник государства Урарту, ассирийский царь Саргон II ( VII век до н.э.), описывая их, отмечает мощь крепостных стен, опытные в битвах гарнизоны, вместительные хранилища зерна, кладовые для вина, сады и обширные пастбища в округе.
Крутые склоны холма Арин-берд лишь в южной его части позволяют подъем на вершину, к цитадели. Именно здесь и устроены два входа в нее. Подступы к воротам имеют широкие ступенчатые платформы, а сами ворота - ступени, препядствующие въезду в цитадель колесницам и всадникам.
Высоко на стене, слева от входа установлен базальтовый камень с уже известной читателю клинописью Аргишти I об основании Эребуни. Это не единственная клинопись царя; большой педант, он повелевал фиксировать, оставляя историии, не только свои великие дела, но и различные подробности - наименования зданий и имена их строителей, вместимость зернохранилищ и многое другое. Фрагменты этих клинописей любознательный путешественник во множестве обнаружит на территории цитадели.
Пройдя коридор монументальных ворот, мы вступаем в цитадель. Она состояла из дворцовой, культовой и хозяйственной частей. Северо-западная сторона, обращенная к Араратской долине, была занята дворцом царя и храмом. Юго-восточная и юго-западная части цитадели были отданы хозяйственным постройкам. В центре располагалась площадь.
План Аринбердского дворца составляют два двора, вокруг которых размещались большие залы парадных помещений, жилые покои царя и помещения челяди. Первый из дворов был парадный, застроенный по пириметру колоннадой с галереей, в нем велись приемы вассальных Урарту царей, к нему примыкал дворцовый храм Суси с жертвенником. Храм был небольшой, площадью всего около 40 квадратных метров, с плоским перекрытием. Интерьер его освещался верхним светом через отверстие, устроенное в потолке, туда же вытягивался дым во время жертвоприношений. Говоря о внешних формах и строительных материалах этих сооружений, следует отметить, что они, вероятно, были сложены из туфа в двух нижних рядах кладки и сырцового китпича. Перекрытия состояли из деревянных балок, жердей и циновок. Их обугленные остатки во множестве обнаружены при раскопках. Стены, как снаружи, так и изнутри, были оштукатурены. Фасады были окрашены в синий цвет. Остатки многокрасочных росписей позволяют предположить, что урарты богато расписывали стены многофигурными композициями и растительным орнаментом. Кроме росписей, стены залов были укрыты коврами - на это указывают многочисленные гнезда от гвоздей, их укреплявших.
Наряду с дворцом, важное место в цитадели занимал храм бога Халди, находившегося на вершине всемогущей верховной триады богов урартского пантеона: Халди, Тейшеба, Шивини. Рассматриваемый нами храм представлял собой прямоугольную постройку, состоявшую из большого зала, смежного с ним помещения для хранения предметов культа и помещения с портиком для лестницы, ведущей к башне. Под полом зала и портика был обнаружен канал, отводивший дождевые воды с площадки перед храмом за пределы цитадели. Раскопки открыли деревянные балки, уложенные под массивные стены храма. Примечательно, что эти балки прекрасно сохранились до наших дней. Любопытной деталью храмового зала был пол, выложенный из деревянных дощечек. Реконструкция их формы и размера показала поразительную схожесть с современным паркетом. Было выявлено также богатое оформление всего интерьера храма, стены его были украшены многокрасочными росписями, составлявшими композиции с изображениями богов, фризами с геометрическими и растительными орнаментами. В обычаи урартов входило посвящение богу Халди ритуальных щитов, они развешивались на фасаде храма. Богато украшенные изображениями львов и быков в концентрических полосах, эти щиты снабжались и надписями. Вот надпись на одном из них: «Богу Халди, владыке, для народа Эребуни этот щит Аргишти, сын Менуа, изготовил...».
Открытые археологами помещения в хозяйственной части цитадели сами по себе не очень примечательны, обращают на себя внимание врытые в землю карасы — ёмкости для хранения зерна и вина, объём некоторых составляет 600 литров. Сделаны также многочисленные находки другой керамики, гончарных кругов и различных предметов хозяйственного назначения.
В музее Эребуни собраны предметы, характеризующие жизнь цитадели, художественные вкусы и возможности её обитателей. Образцы характерной простой лощёной керамики — чашки, кувшины с одной ручкой, найденные в разных местах цитадели урартские печати — одна цилиндрическая со сценой охоты, другая гиревидная с изображением льва, квадратная, плоская костяная печать с изображением лежащего грифона. Бронзовые предметы представлены фибулами с утолщённой дужкой, бляшками и браслетами. Мелкие стеклянные бусы, крупные бочкообразные агатовые и шаровидные сердоликовые также относятся к эпохе Урарту. Многочисленные бронзовые наконечники стрел различной формы, найденные застрявшими в кирпичной кладке стен, позволяют предположить их принадлежность врагам, осаждавшим крепость.
Археологические исследования Эребуни отчётливо показывают, что жизнь здесь продолжалась и в последующие за падением государства Урарту века. Так, некоторые предметы — железные удила, часть чаш с ручкой у края и другие относят ко времени Ахеменидов (V век до н. э.). Две серебряные монеты милетской чеканки, найденные подле храма Суси, относятся к IV веку до н. э.
Раскопки на холме Арин-берд открыли древнее ядро Еревана, крепость-город, основанную около 3 тысячелетий тому назад. Мы можем представить облик этой крепости, величественный дворец, богатый храм, мощные стены, характер хозяйственных построек. До некоторой степени можем судить и о повседневной жизни её обитателей. Раскопки древнего Эребуни продолжаются.
В суете будней редко обращают внимание на то, что не кажется важным в данный момент. Это лишает радости созерцания прекрасного. Путешествующий по Еревану должен освободиться от будничных забот и посвятить несколько дней неспешному осмотру города. Тогда ему откроются сокровенные черты, делающие облик Еревана привлекательным и неповторимым, ведь если видишь многое — то непременно встретишь и неожиданное.
Красота туфа самых разных оттенков, сочетающаяся с зеленью скверов, скульптура и многочисленные декоративные формы, возникающие на стенах зданий и в свободных пространствах города. Каменная резьба — одна из старейших примет национального зодчества, множество фонтанчиков и больших фонтанов, искусственные озёра. Наконец, архитектурные ансамбли города — живая связь времён, продолжение традиций армянских зодчих — всё это создаёт впечатление цельности и красоты.