История Армении – своего рода сокровищница, из которой ученые специалисты, дилетанты и каждый образованный читатель, интересующиеся великими событиями и великими людьми давно минувших веков, могут почерпнуть много таящихся в ней драгоценностей.
Эпоха до нашей эры. Образование армянского народа и создание государства:
Армянский народ-один из древнейших современных народов, когда не только не существовали современные нам европейские народы.
Названия страны Arminiya и народа Armina встречаются впервые в клинописях персидского царя Дария1, правившего в 522-486 гг. до н.э. Армины этих надписей, называемые у Геродота арменами, были как, полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившимся на свою родину из Европы через Малую Азию. Примерно в 12 векe до н.э. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им фрако-фригийскими племенами, переселились из Фракии в Малую Азию и около шестисот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. Затем двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья.
Само название армян - хай (hai), по предположениям, произошло от названия народа-хайасы. страна Хайаса и народ хайасы упоминаются на глиняной хетской таблице, относящейся ко второму тысячелетию до нашей эры.
В первом тысячелетии до н.э. ассирийские клинописи уже говорят об урартах, потому что в начале 9 в., после объединения племен "страны Наири", образовалось могущественное царство Урарту со столицей Тушпа (Ван).
Эребуни (Ереван)-древняя столица Армении
В 2003 году в октябре Еревану исполнится 2785 лет. Это древнейший город нашей страны.Имя городу по мнению большинства исследователей, дала крепость-город Эребуни, построенная царем государства Урарту Аргишти 1 в первой четверти 8 века до н.э. Клинопись, обнаруженная на холме Арин-Берд, включенном теперь в черту города, гласит: "Бога Халди величием Аргишти, сын Менуа, эту мощную крепость построил, установил для нее имя Эребуни для могущества Биайны и для устрашения вражеских стран...". Этот же факт нашел подтвержение в других письменных источниках того и более позднего времени, что позволило определить дату основания Эребуни как 782 год до н.э.
Эребуни-Ереван на протяжении многих веков играл значительную роль в экономической и общественно-политической жизни Армении, через него проходили многочисленные караванные пути, он был крупным центром торгового обмена.
Нашествия завоевателей 7 - 11 столетий - арабов, а затем турок-сельджуков, чередовавшиеся с периодами относительного мира, наносили серьезный урон развитию города, под стенами которого велись упорные опустошительные сражения.
Впервые как "столица Страны Араратской" Ереван упоминается в летописях 14 века, когда он стал центром наместничества.
В 15 - 18 веках Ереван страдает от разбоев и грабежей турок-османов и персидских завоевателей. Оборона Еревана 1724 году от турецких захватчиков, при которой турки потеряли убитыми более 15.000 человек, докозала мужество и отвагу защитников, несмотря на сдачу города. После почти десятилетного хозяйничанья турок, в 1735 году он был в очередной раз отвоеван персами и стал центром Ереванского ханства.
Взятие Еревана 1 октября 1827 год русскими войсками, другие победы России в Закавказье, вынудили Персию подписать Туркманчайский договор и навеки отказаться от захваченных территорий, в том числе и от ереванского ханства. В 19 веке для Еревана наступило время прогрессивного развития.
Путешественники, описывавшие город того периода, представляли его еще восточным, где все, можно сказать, было выстроено в двух плоскостях. Одну плоскость составляли улицы, другую - горизонтальные крыши, бывшие почти все на одном уровне. Летнее солнце делало улицы почти необитаемыми, разделив жизнь горожан на жизнь в домах и жизнь на крышах.
Приблизительно за час до захода солнца большинство населения поднималось из нижних комнат домов и даже из погребов на открытые платформы глиняных крыш, защищенные иногда низкими балюстрадами и освежаемые вечерним ветерком. Здесь совершались первые и последние трапезы дня, расстилались одеяла, на которых жители наслаждались сном под открытым небом. Более состоятельные люди искали прохладу на близлежащих холмах, оставляя свои дома, превращавшиеся в раскаленные печи.
Улицы густо населенных кварталов утопали в тени бесчисленных садов, зелень которых скрывала и дома попроще и разукращенные вилы в помпезном стиле. Центральный парк Еревана, с его общирными полянами,был засажен высокими лесными деревьями. Этой роскошью растительности город был обязан, главным образом, реке Раздан, служащей стоком для вод части южных склонов близлежащих горных хребтов и питаемой водами озера Севан. Широкое шоссе, ведшее в Тифлис (Тбилиси), разделяло город на две половины - восточную и западную. Над всем этим царил массив Арарата, видный от вершины до основания. В качестве центра армянской провинции России Ереван к концу 19 века уже являлся городом с некоторыми претензиями, но жителей в нем тогда числилось не более 15.000.
Ереван не обладает, к сожалению, памятниками первостепенного значения или большой древности, кроме весьма примечательных руин Эребуни да легенды, гласящей о том, что место, на котором стоит город, будто бы было местом жительства Ноя до потопа.
Разрушительные войны, начиная с 7 и кончая 19 веками, осады города, перечисление которых подвергло бы терпение читателя слышком большому испытанию - все это не оставило потомкам сколь-нибудь значительных памятников. Достаточно сказать, что шах Сафи в 1635 году, взяв город приступом, приказал разрушить до основания все то, что было построено при турках. Персы же за период владения городом не обаготили его никакими значительными зданиями, турки шли по стопам персов и все, что было создано одними, считали своим долгом разрушать другие. Дело довершили гранаты орудий Паскевича, которые в 1827 году произвели страшные опустошения в строениях города.
Из зданий, оставшихся в Ереване от прошедших веков, следует сказать о церквях Сурб Катогике, Сурб Ананий, Сурб Саргис.
В 1902 году в Ереван от Александрополя (Ленинакана) пришла железнодорожная линия. С появлением железной дороги начал расти товарообмен, развиваться промышленность. Открылись новые банки. Однако городу недоставало еще очень многого, прежде всего нужен был его генеральный план. 6 лет понадобилось городскому технику Меграбяну, чтобы создать генеральный план Еревана в 1906 -1911 годах. Масштаб плана (1 дюйм - 25 сажень) был таким большим, что каждый горожанин мог увидеть свой дом или участок.
В то время главным и единственным видом городского транспорта были экипажи. Об устройстве трамвая речь идти не могла-не было электричества, и вот предприниматель Мирзоян, к слову сказать - женщина, купила у города концессию на устройство конки,-экипажей, двигавшихся по рельсовой колее с помощью лошодей. Первая линия, длиной четыре версты, проходила по улице Астафьевской (Абовяна) до рынка (нынешнее место гостиницы "Севан"), затем линия была продолжена до вокзала. Это предприятие благополучно существовало вплоть до 1918 года.
Была также продана концессия на снабжение города электричеством. Ее приобрело товарищество "Ампер", которое открыло на реке Зангу (Раздан) гидроюлектростанцию мощностью 200 киловатт.Освещение города электричеством было скудным, в 1913 году на Астафьевской вечерами горели два лампиона, остальной город освещался керосиновыми и газовыми фонарями. Электричеством освещалась городская Дума и дома некоторых состоятельных горожан.
Самым главным вопросом, всегда занимавшим умы горожан, было снабжение питьевой водой. В 1909 году было начато строительство самотечного водопровода от "Сорока родников" (с.Шорбулак), находившихся в 17 верстах от Еревана на высоте 1100 метров. В городе были установлены 9 водоразборных колонок, вода по своим качествам занимала второе место в Европе. До 1912 года ею пользовались бесплатно, позднее назначили цену за воду.
В 90-х годах, вместо привычных караван-сараев, в Ереване начали почвляться гостиницы. Наиболее фешенебельной была "Гранд Отель", по Астафьевской, в доме 7. Однако лучшей была "Орьент". Все прочие гостиницы-"Лион", "Марсель", "Вена", несмотря на помпезные имена, имели номера с весьма условным комфортом.
Многочисленные бани были обязательным элемента городского пейзажа Еревана тех лет.
В начале века в Ереване было несколько больниц-городская, глазная, психиатрическая, тюремная и две частные-хирурга Ованесяна и терапевта Аветикяна.
В конце 1912 года горожане почувствовали необходимость иметь телефонную станцию. Тогда же окружным механиком Кукулинским, приглашенным из Тифлиса, были начаты работы. К первому телефонному коммутатору на 80 абонентов были подключены-городская Дума, больница, аптека Шахназаряна, окружной воинский начальник, коньячный завод Шустова, банк, гостиница "Орьент" и дома именитейших горожан.
Такое краткое знакомство с историей города поможет читателю более зримо представить Ереван на рубеже столетий, кроме того, становится понятным вклад народа в создании нового современного Еревана.