15.04.2008 - «ГНЕЗДО ЖАВОРОНКА»СИНОПСИС
1915 год. В небольшом турецком городке война кажется далекой, равно как и гонения против представителей армянского меньшинства. В фамильном поместье армянской семьи Авакян проходят похороны патриарха. Проводить его в последней путь со стороны турецких властей прибывает и полковник Аркан. От лица всей семьи Арам благодарит его за приезд, символизирующий единение двух народов. Проработав много лет доктором в Италии, из Падуи должен вернуться старший сын Ассатур: отец оставляет ему старое поместье «Гнездо жаворонка». К долгожданной встрече с нетерпением готовится все семейство: Арам и его жизнелюбивая жена Армине, тетушка Хасмиг и юный Аветис с сестрами, одна из которых, – молодая Нуник, полная жизни, – переживает муки тайной любви к молодому турецкому офицеру Эгону. Опасная запретная любовь. Эгон входит в движение младотурков – политическую партию, которая тайно готовится к тому, чтобы воплотить миф о Великой Турции в реальность.
Отмечая реставрацию старого поместья и танцуя под звуки кочари, семья Авакян едва ли догадывается о буре, которая того и гляди разразится над их головами. Но уже в мае Италия заключает союз с Францией против Австрии и Турецкой империи. Границы закрываются. Ассатур предпринимает все возможное, чтобы покинуть страну, но тщетно. Он вынужден остаться в Италии. Между тем партия Молодых турок начинает проводить массовые расправы над армянами. Наивно полагая, что «Гнездо жаворонка» может стать их убежищем, Арам прячется там с мужской частью семейства и детьми, где их и находят солдаты, устраивая безжалостную резню. Женщины и Аветис (который умудряется выжить, так как его облачают в девичьи одежды) пускаются в долгий вынужденный поход навстречу пустыне, где они обречены на смерть.
Однако за группой тайно следуют Назим и Исмена. Первый – турок, член «Братства нищих», который давно привязан к семье Арама, уважающего бедность согласно евангельским канонам армянского общества. Вторая – греческая плакальщица, «нянька» Нуник и Аветиса. В момент слабости Назим предает семью. Переживая душевные муки из-за случившейся трагедии, равно как и чувство глубокой вины, он решает искупить грехи. Вместе с Исменой он спасет то, что осталось от некогда многочисленного семейства – детей и не проронившую ни слова с момента трагедии Армине, которой он всегда втайне восхищался. Он спасет Нуник, которая в обмен на еду предлагает свою красоту и невинность турецкому солдату, охраняющему депортированных. Молодого солдата зовут Юссуф, и он с самых первых дней знакомства с Нуник был пленен ее гордостью и достоинством. Юссуф презирает остальных солдат, которые силой добиваются армянских женщин. Ему стыдно перед обнаженной Нуник, стоящей перед ним в его палатке. Он укрывает ее одеялом, тем самым, проявляя свое уважение. Они снова встречаются: в сердце Юссуфа разгорается любовь, а в сердце Нуник – благодарность и нежность.
Прибегнув к помощи «Братства нищих» города Алеппо, Назим готовит побег. «Все случится сегодня ночью», – признается Нуник Юссуфу, который тщетно пытается уговорить ее остаться.
На краю лагеря уже готова повозка с двойным дном, где по плану должны спрятаться беглецы. Однако что-то вызывает подозрение конвоя. Того и гляди обнаружат детей и Армине. Для того чтобы отвлечь внимание и спасти семью Нуник стремительно бежит в центр лагеря, где начинает петь армянскую песню «Ов, сирун, сирун». «Сначала убить, затем обезглавить!», – приказывает командир, следуя правилам лагеря. Среди солдат и Юссуф. Его глаза встречаются с глазами Нуник, во взгляде которой мольба о том, чтобы он помнил о данном обещании: «Я не боюсь смерти. Главное – не дай им меня мучить. Обещай!»
В отчаянии Юссуф взмахивает клинком. Тем временем повозка с Аветисом и детьми мчится к морю, к Венеции, где на пристани их дожидается Ассатур.
Четыре года спустя – во время судебного заседания по делу преступлений против армянского населения Юссуф делает заявление по поводу массовых убийств. И, прежде всего, берет на себя вину за убийство Нуник Авакян, женщины, которую он любил.
После первых обвинений судебные разбирательства были приостановлены.
Армянский народ так и не дождался правосудия.
«ГНЕЗДО ЖАВОРОНКА»
РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ
... «К созданию этого фильма нас подтолкнуло чувство вины. Три года назад, почти случайно мы узнали о трагедии армянского народа... Мы знали, мы думали, что знали... Массовые убийства мужчин, женщин, детей в 1915 году, и все это во имя Великой Турции. С тех пор минули десятилетия, но армяне так и не дождались справедливости; а мы – миллионы таких как мы – даже об этом и не подозревали.”
... «На протяжении какого-то времени мы ловили себя на мысли о необходимости вовлечения кинематографа в то, что можно назвать самой мрачной трагедией нашего времени – массовые убийства братских народов, этнических групп, живущих бок о бок, здесь в Сербии, в Косово, от которых нас отделяет лишь небольшое пространство воды, а также в странах Азии и Африки...»
... «Эта возможность появилась после прочтения замечательной книги Антонии Арслан «Гнездо жаворонка», в высшей степени нестандартного романа, своего рода косвенной автобиографии. Антониа – итальянка армянского происхождения, и в книге она рассказывает о геноциде, которому подверглась ее семья. Это одновременно и роман и документальные свидетельства. Для нас это произведение - место встречи событий прошлого и настоящего.
Но, как водится, выстраивание исторических рамок нам было мало интересно, да и вряд ли бы у нас это получилось. Нам интересно было проследить уникальные судьбы конкретных персонажей, которые потом уже проецировались на массовое коллективное явление, разоблачавшее все ужасы геноцида сегодняшнего дня, корнями уходящее в прошлое. ... Нуник, Армине, Арам – армяне... и Назим, Аркан, Эгон, Юссуф – турки... вот так и начинается это история...»
... «Хорошо отзываться о своих актерах – это как говорить самому себе комплименты! Но этот фильм – и мы действительно так считаем – многим обязан исполнительскому мастерству талантливых актеров, которые со всей присущей им страстью так достоверно воплотили в жизнь судьбы своих персонажей. Это итальянцы, испанцы, французы, немцы... и, к сожалению, у нас не было возможности писать живой звук – и мы это знали с самого начала – но это была хорошо продуманная жертва: мы хотели иметь возможность выбирать в Европе именно те лица и типажи, которые лучше всего соответствовали бы нашим представлениям о сценарии фильма. В конце концов, разве имя нашей страны сегодня не Европа?»
... «Мы тоже считаем, что Турецкой Республике необходимо войти в Европейское сообщество, но мы также убеждены и в том, что она должна публично признать историческую правду касательно армянской трагедии, также как в свое время Германия и Италия примирились со своим криминальным прошлым».
... «Мы говорим о Турции, и в этой связи хотелось бы вспомнить наши встречи с турецкими зрителями и критиками: на фестивале в Стамбуле было принято решение посвятить нашим фильмам ретроспективу, так что на каждом показе укреплялись наши дружеские отношения с турецкими зрителями».
Паоло и Витторио Тавиани
СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА
АНТОНИА АРСЛАН
Автор сценария
Антониа Арслан – выпускница археологического факультета; будучи профессором, преподавала современную итальянскую литературу в университете города Падуя.
Является автором первых критических очерков на тему фольклора в итальянской популярной новелле в период между 19-ым и 20-ым веками. В монографии, опубликованной в Италии в 1998 году, осветила творчество женщин-писательниц 19-го века.
Благодаря творчеству великого армянского поэта Даниела Варужана, чьи поэтические сборники «Песня хлеба» и «Моря пшеницы» она перевела на итальянский совместно с Киара-Айкануш Мегикян и Альфредом Хеммат Сирак в 1992 году и в 1995 году соответственно, в Антонии заговорил голос крови и она осознала свою национальную принадлежность (на самом деле ее настоящая фамилия Арсланян).
Антониа выступила редактором учебно-просветительского буклета Клода Мутафяна «Мец егерн. Краткая история геноцида армян», а также сборника свидетельств армян – очевидцев геноцида, нашедших свое прибежище в Италии: «Молчание. Итальянские голоса выживших армян» (2001).
«Гнездо жаворонка», первый роман Антонии Арслан, снискал невероятную популярность не только в Италии, свидетельство чему неоднократные переиздания произведения, но и заграницей (на сегодняшний день книга переведена на все основные европейские языки, а также на японский). Роман удостоен более 15 премий, среди которых награда Джузеппе Берто в номинации «дебютная работа», Международная премия в категории «религиозная литература» и многие другие.
В 2007 году роман был опубликован американским издательским домом Альфреда А. Кнопфа.
ПАС ВЕГА
в роли Нуник
Среди ее работ такие кинематографические проекты, как «Тереза» Рэя Лориги, «10 шагов к успеху» Моргана Фримана, «Борджиа» Антонио Эрнандеса, «Затемнение» Оливера Паркера с участием Дэнни Хьюстона и Кристофера Уэкена, «Испанский английский» Джеймса Л. Брукса с участием Адама Сэндлера и Теа Леони, «Просто скажи «Да» Хуана Кальво, «Кармен» Висенте Аранды, «Без памяти» Жана-Пьера Лимозина, «Поговори с ней» Педро Альмодовара, «Другая сторона постели» Эмилио Мартинеса Лазаро, «Люсия и секс» Хулио Медема (премия «Гойя» испанской Академии искусств и кинематографии за лучший актерский дебют), «Никто никого не знает» Матео Хиля, «Флирт» Хуана Мануэля Чумильа и другие.
Из телевизионных работ актрисы стоит отметить такие проекты, как «7 жизней» Виктора Гарсии, «Приятели» и «Больше чем друзья» Мануэля Риоса.
Является обладательницей серии премий и наград.
МОРИЦ БЛЯЙБТРОЙ
в роли Юссуфа
Карьеру киноактера начал в 1993 году, впоследствии снявшись в следующих фильмах: «Достучаться до небес» (1996) Томаса Яна, «Беги, Лола, беги» (1997) Тома Тыквера, «Лунный папа» (1998) Бахтиера Худойназарова, «Невидимый цирк» (1999) Адама Брукса, «Солнце ацтеков» (1999) Фатиха Акина, «Эксперимент» (2000) Оливера Хиршбигеля, «Мнения Сторон» (2000) Иштвана Сабо, «Солино» (2001) Фатиха Акина, «Факир» (2003) Петера Флинта, «Элементарные частицы» (2005) Оскара Релера, «Мюнхен» (2005) Стивена Спилберга, «Братство камня» (2005) Гийома Никлу, «Эскорт для дам» (2006) Пола Шрэдера и многие другие.
АНДЖЕЛА МОЛИНА
в роли Исмены
Начиная с 1975 года снялась более чем в семидесяти художественных фильмах, включая такие киноленты, как «Этот смутный объект желания» (1977) Луиса Бунюэля, «Человек, потерявший свою тень» (1991) Алена Таннера, «Похититель детей» (1991) Кристиана де Шалонжа, «1492: завоевание рая» (1991) Ридли Скотта, «Буравчик» Хосе Луиса Акосты, «Происхождение мира» (1999) Жерома Энрико, «Море» (1999) Агусти Вилларонга, «Живая плоть» (1999) Педро Альмодовара, «Один из голливудской десятки» (2000) Карла Фрэнсиса, «Бойня» (2001) Дельфин Глейз, «Борджиа» (2006) Антонио Эрнандеса, «Незнакомка» (2006) Джузеппе Торнаторе.
Приняла участие более чем в десяти телевизионных проектах. Успешно проявила себя и как театральная актриса.
ЧЕКИ КАРЕО
в роли Арама
Сыграл более семидесяти киноролей, среди которых: «Информатор» (1982) Боба Суэйна, «Пусть те, кто получают большую зарплату, поднимут руку!!!» (1982) Дениса Гранье-Деферре, «Шальная любовь» (1984) Анджея Жулавского, «Ночи полнолуния» (1984) Эрика Ромера, «Медведь» (1987) Жан-Жака Анно, «Ее звали Никита» (1989) Люка Бессона, «Атлантида» (1991) Боба Суэйна, «Черный ангел» (1993) Жан-Клода Бриссо, «Плохие парни» (1994) Майкла Бэя, «Доберман» (1995) Яна Кунена, «Золотой глаз» (1995) Мартина Кемпбела, «Плачущий убийца» (1995) Кристофа Ганса, «Хранители камня» (1997) Жерара Пулличино, «Помешанные на любви» (1997) Гриффина Данна, «Патриот» (1999) Роланда Эммериха, «Спасите Грейс» (1999) Найджела Коула, «Командир эскадрильи» (1999) Криса Робертса, «История Жанны Д’ Арк» (1999) Люка Бессонна, «Поцелуй дракона» (2001) Криса Наона, «Блуберри» (2002) Яна Кунена, «Забирая жизни» (2003) Д. Дж. Карузо и многие другие.
На театральном поприще прославился ролями в «Тартюфе» (1974) Мольера режиссера-постановщика Даниеля Бенуана Сорано, в «Макбете» (1979) Уильяма Шекспира режиссера Жака Рознера и в «Отелло» (1986) режиссера-постановщика Ханса Петера Клооса.
В послужной список актера также вошли и телевизионные проекты.
В 1982 году Чеки Карио выдвигался на получение премии «Сезар» в номинации «Перспективные молодые актеры» за роль, сыгранную в фильме «Информатор» Боба Суэйна. В 1986 году стал обладателем награды Жана Габена, а в 1988 – приза Национальной французской академии кино за «Медведя» Жан-Жака Анно.
АНДРЭ ДЮССОЛЬЕ
в роли полковника Аркана
Дебютировал в 1972-м году у Франсуа Трюффо в фильме «Такая красотка, как я». Последующие кинопроекты поражают своим разнообразием: «Вся жизнь» (1973) Клода Лелуша, «Любовь до смерти» (1984) Алена Рене, «Трое мужчин и младенец в люльке» (1985) Колин Серро, «Сердце зимой» (1991) Клода Сотэ, «Полковник Шабер» (1994) Ива Анжело, «Все та же песня» (1997) Алена Рене, «Дети болот» (1998) Жана Беккера, «Актеры» (1999) Бертрана Блие, «Ай» (1999) Софии Фильер, «Сцены преступлений» (1999) Фредерика Шендерфера, «Офицерская палата» (2000) Франсуа Дюпейрона, «Преступление в раю» (2000) Жана Беккера, «Видок» (2000) Питоффа, «18 лет спустя» (2001) Колин Серро, «Странные сады» (2002) Жана Беккера, «Невезучие» (2003) Франсуа Вебера, «Тайные агенты» (2003) Фредерика Шендерфера, «Долгая помолвка» (2003) Жан-Пьера Жене, «Не говори никому» (2004) Гийома Кане, «Лемминг» (2004) Доминик Молл, «Набережная Орфевр, 36» (2004) Оливье Маршаля, «Щелкни пальцем только раз» (2004) Паскаля Тома и многие другие.
В равной степени Андре Дюссолье востребован и на сцене театра, чему свидетельствует количество спектаклей и театральных постановок, в которые вошел актер – более шестидесяти.
За годы продолжительной карьеры Андре Дюссолье не раз становился обладателем всевозможных наград. Так, например, в 1993 году актеру вручили «Сезара» за лучшую роль второго плана в фильме Сотэ «Сердце зимой», а в 1998 году – уже как «Лучшему актеру» за игру в фильме Алена Рене «Все та же песня».
АРСИНЕ ХАНДЖЯН
в роли Армине
Среди последних работ актрисы серия кинолент Атома Эгояна («Арарат», «Экзотика», «Славное будущее», «Путешествие Фелиции», «Календарь»), а также проекты «За мою сестру» Катрин Брейя, «Код неизвестен» Михаэля Ханеке, «Последняя ночь» Дона МакКеллара, «Сабах» Руба Надда и некоторые другие.
Является обладательницей награды «Гемини». Опубликовано на сайте: http://www.newarmenia.net Прямая ссылка: http://www.newarmenia.net/index.php?name=News&op=view&id=131
|
|